Проект программы смены летнего оздоровительного лагеря

Детские песни, сценарии

Электронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта
ЖМИТЕ СЮДА

Проект программы смены летнего оздоровительного лагеря "Двенадцать подвигов за Геракла"

Подъеферова А.Н., методист Дома культуры «Современник», г.Лесной, Подъеферов Д.В., заведующий художественным отделом ЦДТ, г.Лесной

Программа предназначена для педагогов, методистов, воспитателей — всех тех, кто профессионально занимается вопросами организации летнего отдыха детей и подростков.

Специфика программы «Двенадцать подвигов за Геракла заключается в том, что в ее основе лежит использование сюжетно-ролевой игры, сопровождаемой образовательным компонентом. Возможности образовательного компонента при этом весьма широки: от получения социальных и бытовых навыков в процессе игры младшими школьниками, до усвоения ценностей мировой художественной культуры и допрофессиональной подготовки у старшеклассников.

Что есть подвиг? Осмысленный поступок, направленный на то, чтобы быть увековеченным или случайность, позволяющая войти в историю? Почему одни становятся героями, а другие остаются неизвестными? И вообще, «герой» — это призвание или все-таки профессия?..
Наверное, никто еще со времен существования первого человека на Земле не нашел правильного ответа на эти вопросы, и, дай Бог, чтобы ответы и впредь не были найдены — в жизни человека нельзя все подчинить строгой математике понятий и определений. И только до тех пор, пока эти вопросы остаются без ответа, Земля будет продолжать пополняться людьми, готовыми на подвиг и не ждущими за него награды или похвалы, а видящие в этом единственно возможный способ существования.
А есть ли у подвига масштабы? Или по-другому — что важнее: спасти от гибели тысячи людей или не дать погибнуть душе близкого тебе человека, своей собственной душе?
А может быть, подвиг это все-таки не шаг к известности и славе, а шаг навстречу самому себе; тому себе, которого мы и пытаемся отыскать всю жизнь, и, чаще всего, так и не находим?
А что, если каждый из нас попытается, ну, просто попробует не схитрить, и не пойти по той дороге, что удобнее, а сделает шаг, пусть небольшой к себе — ведь где-то глубоко внутри ни один из нас не может пройти равнодушно мимо несправедливости, чужой боли... Так давайте же хотя бы ненадолго дадим себе слово не сдерживаться; говорить о том, что не нравится; восхищаться тем, что прекрасно...
И главное — каждый из нас будет помогать в этом другому. И тут не нужна материальная помощь: достаточно просто понимания, внимания, поддержки.
Как знать, может быть, это и будет тем, что мы называем «подвиг»? А может, подвигом станет и каждый наш шаг...?
(продолжение следует)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программирование деятельности летних оздоровительных лагерей — необходимость, продиктованная очень многими обстоятельствами. Причем это должно быть много- и разно плановое программирование, не ограничивающееся составлением плана досуговых и спортивных мероприятий смены. Иначе воспитательный, образовательный, а, зачастую, и содержательный потенциал смены сводится практически на нет. К сожалению, многие лагеря по-прежнему работают на основе негибкого и не всегда оправданного набора общелагерных мероприятий. Что не способствует развитию ребенка, накоплению им социального, эмоционального и интеллектуального опыта.
Исходя из вышеописанных тенденций, анализируя опыт работы своих коллег и опираясь на свой опыт работы и написания программ в сфере летних оздоровительных лагерей, авторы программы в разработке новых смен руководствовались следующими выводами:
1. Лето — великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках оздоровительного лагеря позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает этот процесс более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
2. Рассматривая различные формы организации смен в условиях летнего лагеря, мы останавливаемся, как на наиболее ценной и целесообразной, на идее тематических смен, и, в частности, на сюжетных и сюжетно-ролевых играх в рамках летней программы. Такие формы, на наш взгляд, предоставляют максимальные возможности «включения» детей в смену; обеспечивают эстетическую взаимосвязь внешних атрибутов смены (символика, оформление) и ее внутреннего наполнения (содержательный, образовательный, и, частично, воспитательный блоки). Кроме того, единая идея, проходящая сквозь всю смену, дает возможность организовать тесное взаимодействие отрядной и общелагерной (дружинной) работы, что также немаловажно для развития ребенка внутри смены и полного использования потенциала программы.
3. Специфика лагеря, на базе которого осуществляются наши программы, (с отрядом из 30 человек работают 2 воспитателя — педагоги школ города и 1 вожатый — преимущественно студенты ВУЗов города и области) после нескольких экспериментов позволила остановиться на следующем варианте. Вожатые, проходящие курс специальной подготовки для работы в лагере, выступают в роли непосредственных субъектов программы с самого начала ее реализации. Воспитатели же, имеющие, безусловно, до смены всю необходимую о ней информацию, «включаются» в программу наряду с детьми, уделяя большее внимание воспитательным функциям. Это, естественно, не говорит об однобокости работы других педагогов. Для нас это лишь механизм реализации программы — в содержательном плане мы больше опираемся на вожатых, в воспитательном — на воспитателей.
4. Разработка, равно как и реализация смены, ведется по блоковой системе. Каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но, в то же время, выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной и автоматически предупреждая возможные недоработки по тем или иным направлениям.

Смена «12 подвигов за Геракла» — пример блоковой тематической программы, реализуемой в форме сюжетной игры с элементами погружения в историко-мифологические данные.
Ведущей целью настоящей программы является создание условий для полноценного летнего отдыха и одновременного социального становления личности ребенка, как ведущей цели работы с детьми в общем.
Среди задач смены можно выделить:
- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой деятельности;
- раскрытие способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных;
- развитие самостоятельности и навыков деятельности через органы самоуправления;
- приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры.
В связи со спецификой программы, ее историко-мифологическим подкреплением, наиболее целесообразным нам видится использование сюжетной игры, сопровождаемой образовательным компонентом. Возможности образовательного компонента при этом весьма широки: от получения социальных и бытовых навыков в процессе игры младшими школьниками, до усвоения ценностей мировой художественной культуры и предпрофессиональной подготовки у старшеклассников.
Основу сюжетной игры составляет легенда о наступлении времени «X» — определенного звездами часа появления нового Героя, способного превзойти мужеством, отвагой и талантами самого Геракла. По легенде, все указывает на то, что Герой находится среди отдыхающих — отыскать его становится нашей общей задачей. Причем важно как попытаться найти его в себе, так и максимально помочь своим товарищам отыскать Героя в них.
Для поиска Героя, в качестве испытания участникам смены предлагается повторить 12 знаменитых подвигов Геракла.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Этот блок можно назвать основным блоком программы. Именно он определяет тематическую окраску смены, которая влечет за собой необходимые коррективы в других, более или менее неизменных от программы к программе блоках.
Прежде всего, остановимся на внешних компонентах содержательного блока. Изначально, для вовлечения детей в тематическую смену в целом и в сюжетную игру в частности, нам видится необходимой своеобразная «адаптация» лагеря к стилю, соответствующему реализуемой программе. В данном случае, возможно переименование и обозначение под новыми названиями на карте лагеря, расположенной в фойе клуба, всех сооружений, задействованных на смене. (В нашем случае в клубе расположены также столовая и кабинет начальника лагеря, что позволяет информации, вывешенной в его фойе, быть постоянно на виду у всех участников смены).
В качестве примера приведем часть словарика смены:
Агора — плац, расположенный в центре лагеря и связывающий между собой корпуса, клуб, бассейн и другие сооружения;
Гимнасий — спортивная площадка;
Музей (от «Храм Муз») — клуб;
Стои — крытые беседки на территории лагеря. Различаются в зависимости от местонахождения. Например: Дежурная сто'я — беседка дежурных на центральной арке; и так далее.
В оформлении лагеря должны присутствовать греческие элементы: стилизованные шрифты, орнаменты, рисунки в стиле изображений на амфорах и др.
Кроме того, и вся организационная структура лагеря может быть также адаптирована к тематике смены. Отряды в этом случае становятся «полисами», отдыхающие — «гражданами» и т.д. Важно, однако, на наш взгляд, не переусердствовать в переименовании объектов, что может привести как к трудности запоминания новых слов со стороны детей, так и к потере оттенка романтики, замены его на неоправданную зубрежку.
Говоря о внутреннем наполнении содержательного блока программы, его деятельностной заполненности, следует учитывать несколько факторов:
а). Содержательный блок программы содержит лишь общелагерные (дружинные) мероприятия, давая возможность вожатым, корректировать, при необходимости, развитие отряда в процессе реализации программы;
б). В настоящей программе существует конкретная «привязка» мероприятий к ходу сюжетной игры, развивающейся в течение смены. Это исключает перенос или отмену запланированных мероприятий; требует просчитывать при разработке программы самые различные варианты (учитывать погодные условия, этапы развития коллектива и др.);
в). Частичное погружение в мифологическую среду делает программу приемлемой как для ребенка, заинтересованного мифологией, так и для ребенка, рассматривающего смену как простой набор досуговых мероприятий;
г). Лагерь «Солнышко» реализуется на базе санатория-профилактория, что само по себе дает огромные возможности как для занятий спортом (крытый бассейн, стадион, спортивные площадки, достаточное количества спортинвентаря), так и для оздоровления детей (сауна, массаж, лечебные ванны, солярий, современное медицинское оборудование). В связи с этим непосредственно в план смены внесен лишь блок Олимпийских игр, являющийся отдельным самоценным явлением. Другие оздоровительные мероприятия подразумеваются в качестве отрядной работы или непосредственно включены в механизм работы лагеря в целом;
д.). Содержание подвигов Геракла, на которых основано наполнение смены, описано в образовательном блоке.

План сюжетной игры «Двенадцать подвигов за Геракла»
(план дан в «воспитательском» варианте — без терминологии смены)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

День первый: Заезд, размещение, входная диагностика отдыхающих. Вожатский концерт (Цель: первоначальное погружение в смену, установка эстетического уровня выступлений на сцене).

День второй: Открытие смены на костровой поляне (Цель: знакомство с легендой смены, глубокое погружение).

День третий: Отрядная работа. Вечерний сбор отрядов «На ночь глядя».

День четвертый: Текущая диагностика. Презентация отрядов.

На наш взгляд, организационный период — это важнейший блок отрядной работы, где и проходят основные процессы развития ребенка в этот период: адаптация, самоактуализация, получение соответствующих социальных ролей и пр. Этим и обусловлена заметная «ненасыщенность» дружинной работы лагеря.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

День пятый: Занятия в кружках №1. Смотр отрядных уголков. Заседание Совета лагеря.

День шестой: День первого подвига Геракла.
Занятия в кружках №2. «Солнечное сафари» (командная ролевая игра, основанная на поиске персонажей, спрятавшихся на территории лагеря, и связанная с решением различных заданий). «На ночь глядя».
Необходимое пояснение: Для закрепления получаемых в кружках теоретических знаний и для более полного включения отдыхающих в развитие смены, ее мероприятия непосредственно связаны с подвигами Геракла. Например: первый подвиг Геракла — поиски и победа Немейского льва, тематически связан с «Солнечным сафари», подкрепляющим и отчасти иллюстрирующем его. Эта система сохраняется и на протяжении всей последующей смены.

День седьмой: День второго подвига Геракла.
Банный день. Занятия в кружках №3. Игровая программа «Кто хочет стать героем?» (Конкурсная программа для индивидуальных участников. Тематика конкурсов равно связана с жизнедеятельностью лагеря и древнегреческой мифологией). Текущая диагностика.

День восьмой: День третьего подвига Геракла.
День именинника. Занятия в кружках №4. Открытие Олимпийских игр. Праздничный концерт из номеров-пожеланий и поздравлений для именинников «Звездопад».

День девятый: День четвертого подвига Геракла.
Занятия в кружках №5. Олимпийские игры. Заседание Совета лагеря.

День десятый: День пятого подвига Геракла.
Занятия в кружках №6. Олимпийские игры. Конкурс граффити, витражей и рисунков на асфальте (тема: несуществующие животные).

День одиннадцатый: День шестого подвига Геракла.
«Экватор» смены. Занятия в кружках №7. Олимпийские игры. «БУНТ» (театрализованная экологическая акция по методике С.Афанасьева и С.Коморина). Текущая диагностика. «На ночь глядя».

День двенадцатый: День седьмого подвига Геракла.
Занятия в кружках №8. Олимпийские игры. Игра для тех, кто любит играть и выигрывать вместе «Стартинейджер».

День тринадцатый: День восьмого подвига Геракла.
Занятия в кружках №9. Олимпийские игры. «Воробьиная дискотека» (конкурсная игровая шоу-программа для младшей дружины). Заседание Совета лагеря. «На ночь глядя».

День четырнадцатый: День девятого подвига Геракла.
Банный день. Занятия в кружках №10. Закрытие Олимпийских игр. «Гостевой момент» (вечер хождения отрядов в гости друг к другу).

День пятнадцатый: День десятого подвига Геракла.
Занятия в кружках №11. Концертная программа «Строительство города Детства». Отряды заранее по жеребьевке получают названия объектов города Детства (центральная площадь, парк аттракционов, вокзал и т.п.); на концерте отряд в любой творческой форме презентует соответствующее сооружение. Текущая диагностика.

День шестнадцатый: День одиннадцатого подвига Геракла.
Занятия в кружках №12. Интеллектуальная игра (темы: древнегреческая мифология, история, современная Греция и т.д.).

День семнадцатый: День двенадцатого подвига Геракла.
Занятия в кружках №13. Игра-кругосветка по лагерю (своеобразный анализ полученных за смену знаний, умений и навыков по соответствующим направлениям). Заседание Совета лагеря.

День восемнадцатый: День тринадцатого, собственного подвига.
Занятия в кружках №14. Концертная программа «Гераклу и не снилось».
Основная идея дня — совершение собственного, пусть небольшого, но значимого «подвига». Администрацией лагеря и его педагогическим составом при этом создается максимально благоприятная атмосфера для самореализации детей в общественно-полезной деятельности и, разумеется, большое внимание уделяется своевременной и соответствующей оценке усилий ребят. Программа «Гераклу и не снилось» — своеобразная презентация каждым отрядом подвига, который мог бы стать достойным продолжением 12 подвигов Геракла.
Особенность основного блока программы — включение в него Олимпийских игр — мероприятия не только, и не столько спортивного, сколько развивающего. Прежде всего, Олимпийские игры проводятся исключительно по правилам Древней Греции (имеется в виду, конечно, соответствующая атрибутика, терминология, разнообразие видов спорта, церемонии и др.). Кроме того, добавлен еще один блок древнегреческих Олимпийских игр — состязания в различных видах искусства. Таким образом, можно выделить Олимпийские игры как отдельную высокопотенциальную для разностороннего развития ребенка «программу внутри программы».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

День девятнадцатый: Открытие Музея лагеря. Смотр отрядных уголков. Заседание Совета лагеря. Гала-концерт смены (концертная программа, собранная из лучших сценических номеров отрядов за смену).

День двадцатый: Итоговая диагностика. Вожатско-воспитательский концерт. Закрытие смены на костровой поляне. Карнавальная ночь.

День двадцать первый: Операция «Уют». Выезд из лагеря.

Среди находок смены можно выделить вечерние сборы отрядов на костровой поляне «На ночь глядя». Это мероприятие всегда экспромтное и во многом зависит от общего эмоционального состояния участников смены в конкретный день и час. «На ночь глядя» может превратиться в большое ток-шоу, когда накапливается слишком много вопросов, требующих ответа; а может стать вечером песни под гитару или просто концертом-молнией, когда у ребят появляется потребность реализоваться таким образом.
Во многом успех этих вечерних встреч зависит от слаженности педагогического коллектива лагеря, от его готовности понять детей и импровизировать для них и вместе с ними.
Нам видятся большие перспективы дальнейшей разработки и использования подобных форм, позволяющих одновременно диагностировать, координировать и направлять развитие смены по самым разным направлениям.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Занимаясь не первый год разработкой и организацией тематических смен, мы пришли к необходимости проработки отдельного блока, необходимого для передачи требующихся для включения в смену знаний и одновременно повышению уровня общей эрудированности ребят.
В данном случае — это знакомство с 12 подвигами Геракла и сопутствующими элементами древнегреческой мифологии (мифы о встречающихся во время подвигов персонажах).
Образовательная система при этом простроена следующим образом: основная форма обучения — кружковые занятия, соединяющие в себе теоретическую вербальную информацию с практической деятельностью. В основе организации кружковых занятий лежит принцип перехода отрядов от одного кружка (студии, мастер-класса) к другому. В роли руководителей кружков выступают отрядные вожатые, прошедшие для этого специальную подготовку в рамках обязательной программы подготовки вожатых.
В данном случае в качестве направлений деятельности кружков могут выступать:

1. Танцевальная студия
2. Театральная студия
3. Информационное агентство
4. Мастер-класс рисования и оформительства
5. Студия оригами
6. Музыкальный кружок
7. Игровая студия
8. Клуб этикета.

Такой набор разновидностей кружков присутствует в каждой из дружин (8 — в старшей и 8 — в младшей). Для занятий в кружках в распорядке дня ежедневно отводится по 1 часу. При необходимости отряд может продолжить занятия по данному направлению самостоятельно, внутри отряда.
Организационно кружки работают следующим образом: отряд за смену посещает 14 занятий в кружках (по 2 в каждом: соответственно 1и 2 день — в одном, 3 и 4 — во втором и т.д.). Исключение составляет лишь кружок, возглавляемый непосредственно вожатым этого отряда. Занятия в нем проходят вне установленного графика, по решению самого вожатого.
Распределение по кружкам осуществляется по круговой системе.

Таким образом, переходя от студии к студии, отряд проходит через всю гамму предлагаемых направлений кружков. Четкое время ежедневных занятий позволяет решить организационные проблемы: педагоги отряда всегда знают о его местонахождении, что решает также и проблему безопасности детей.
Тематика занятий в кружках на смене «12 подвигов за Геракла»:

1 занятие — Введение в кружковую систему. Рассказ о Геракле в «доподвиговый» его период;
2 занятие — Первый подвиг Геракла. Немейский лев.
3 занятие — Второй подвиг Геракла. Лернейская гидра.
4 занятие — Третий подвиг Геракла. Стимфалийские птицы.
5 занятие — Четвертый подвиг Геракла. Керинейская лань.
6 занятие — Пятый подвиг Геракла. Эриманфский кабан и битва с кентаврами.
7 занятие — Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя Авгия.
8 занятие — Седьмой подвиг Геракла. Критский бык.
9 занятие — Восьмой подвиг Геракла. Кони Диомеда.
10 занятие — Девятый подвиг Геракла. Пояс Ипполиты.
11 занятие — Десятый подвиг Геракла. Коровы Гериона.
12 занятие — Одиннадцатый подвиг Геракла. Цербер.
13 занятие — Двенадцатый подвиг Геракла. Яблоки Гесперид.
14 занятие — Заключительное занятие.

Выведение на мысль значимости общественно-полезных поступков, их соотнесение с понятием «подвиг».
Каждое занятие состоит из двух частей: 15-минутной теоретической части, соответствующей теме занятия, и 45-минутной практики, где в рамках направленности кружка вожатый обучает элементарным практическим навыкам и предоставляет возможность для фантазии детей в этом направлении. Рассмотрим идею работы кружков на примере: предположим, отряд занимается в студии бумагопластики (оригами) в 6 и 7 дни занятий.
В 6 день речь пойдет о пятом подвиге Геракла — Эриманфском кабане и битве с кентаврами. Рассказав дополнительно о кентаврах (полулюдях-полулошадях), вожатый, используя плакаты с технологией изготовления различных фигур оригами («Лошадь», «Корова», «Голубь», «Свинья» и др.) предлагает с его помощью попробовать сделать какие-то из них, делая упор на получение первоначального представления об оригами и умение «читать схемы» оригами. В качестве эвристического задания может быть предложена попытка соединения разных фигурок для получения фантастических гибридов (свинолошадь, овцеголубь), или раскрашивание фигурок в необычные цвета.
7 день. Подвиг Геракла на скотном дворе Авгия. На практике — уже более сложные, трехмерные фигурки из бумаги («Забор», «Дом», «Сарай» и т.п.).
Итог второго дня — компоновка выставки «Двор фантастических животных» с использованием фигур животных, сделанных в 6 день, и строений, изготовленных на втором занятии.
Именно некая «отчетная» форма работы отряда в каждом из кружков (организация выставки, выпуск газеты, организация мероприятия и т.д.) видится нам одной из весьма важных черт работы кружков, как мощного механизма развития (личностного и творческого) ребенка.
Конечно, такая система не претендует на звание серьезной программы дорофессиональной подготовки, она скорее необходима в качестве элемента включения и закрепления в программе, понимания и принятия ее. Однако, как показывает имеющийся уже опыт реализации такого механизма, нередко он позволяет ребятам остановить свой выбор на новом, может быть, еще не опробованном направлении, и, при желании, продолжить занятия уже вне лагеря в системе дополнительного образования.
Большая мобильность и компактность этой формы позволяет при необходимости быстро вносить коррективы, как в набор направлений кружков, так и в их содержание в зависимости от тематики смены, особенностей ребят и вожатых.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Практически, этот блок сосредотачивается на отрядной работе, так как отряд, как группа ближайшего социума, несомненно, имеет большие воспитательные возможности.

Задачи администрации лагеря и педагогического коллектива сводятся в основном к выдвижению единых педагогических требований к отдыхающим и деятельности, исходящей из следующих принципов:

Принцип индивидуальной системы роста каждого участника смены. Получение званий за достижения на отрядном и дружинном уровнях (победы в конкурсах, состязаниях и т.п.). Звания распределяются по трем уровням: отрядный (ребенок становится лучшим на уровне отряда) — звание «эллин», дружинный — «стратег» и общелагерный — «герой». Каждое звание — определенный знак, присваиваемый решением педагогов, отряда или Совета лагеря. Сопутствующая задача каждого педагога — постановка максимального количества детей в ситуацию успеха;

Принцип самоуправления. Система самоуправления функционирует на нескольких уровнях: от Совета представителей, собирающегося ежедневно для получения и передачи в отряды всей организационной информации, до Совета лагеря — выборного органа, обладающего правом совещательного голоса при начальнике лагеря. Кроме того, отрядная работа в большинстве своем строится на принципах самоуправления;

Принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий, включенности каждого в смену. Помимо основных общелагерных мероприятий постоянно проводятся викторины, заочные конкурсы, некрупные соревнования по самым разным направлениям, но объединенные связью с тематикой смены. Это позволяет максимальному числу детей проявить себя и одновременно содействует включению в смену каждого ребенка;

Принцип смены позиции педагога в различные периоды смены. Прежде всего, как уже говорилось выше, вожатые выступают в роли основных носителей и лиц, внедряющих идею программы. Задача воспитателей при этом — оказание поддержки и самостоятельная включенность. Кроме того, задача педагогов видится нам и в постепенном переводе своего отряда с позиции ведомого к позиции партнера, и, соответственно, собственная смена ролей: «ведущий» — «партнер».
Смена ролей должна произойти ориентировочно на 11 день — кризисный в психологическом плане день смены. После него педагоги в идеале несут лишь функцию поддержки и сопровождения.
Вместе с этим меняются в течение смены и функции педагогов по включению детей в программу смены: начиная от легкого, плавного погружения, в дальнейшем именно они должны стать «проводниками» терминологии, атрибутики, церемониала и других черт соответствующей программы.

Коррекция и оптимизация воспитательной работы педагогического коллектива в течение смены происходит на основе постоянно проводимой диагностики детей и сотрудников лагеря.

Первый этап, «предсменный», проводится на родительском собрании за день до заезда в лагерь. Он позволяет получить необходимую информацию об индивидуальных особенностях детей, определить примерный эмоциональный настрой ребят и их родителей перед сменой, их ожидания; скорректировать при необходимости организационные установки первых дней смены (основная форма диагностики — анкеты, «стена гласности»).

Входящая диагностика проводится в первые дни смены. Задача — оценка принятия коллектива, программы, принципов и требований лагеря и т.д. Ее результаты позволяют скорректировать темп погружения в программу, отследить возможные конфликты в условиях нового микросоциума и пр. (формы различные).

Текущая диагностика проводится в течение всей смены и несет сопровождающую функцию: выявляет отставание от прогнозов по разным направлениям развития смены и коллектива (формы различные).

Итоговая диагностика проводится в последние дни смены. Она служит большей частью для получения представления о развитии ребенка за прошедшую смену по различным направлениям, о возможностях программы и возможностях ее улучшения и т.д. (формы различные).

Однако итоговая диагностика чаще всего позволяет делать срез в основном на эмоциональном уровне. Поэтому, на наш взгляд, необходима и послесменная диагностика, реализуемая через высылаемые родителям и детям анкеты и позволяющие завершить картину изменений в ребенке, окончательно проанализировать возможности смены и частично спланировать работу на последующие смены.

Координация воспитательной работы лагеря в ходе смены осуществляется посредством ежедневных планерок (отдельно — воспитательские, отдельно — вожатские). На планерках решаются все текущие и организационные вопросы, анализируются результаты прошедшего дня каждого педагога, а также педсоветов. Педсоветы проводятся несколько раз за смену в присутствии начальника лагеря, где обсуждаются наиболее важные вопросы жизнедеятельности лагеря.

КАДРОВЫЙ БЛОК

Для успешной реализации программы немаловажную роль играет педагогический состав.
В нашем случае, как уже говорилось выше, основу его составляют воспитатели — опытные педагоги школ города. При работе с воспитателями мы стараемся руководствоваться принципом преемственности — партнерства опытных и молодых педагогов, накопления лучшего методического опыта и т.п.
Основы деятельности воспитателей на конкретной смене закладываются на первом педсовете, проводимом за несколько дней до начала смены.
Большая же часть вожатых — студенты ВУЗов города и области, причем далеко не всегда педагогических. Среди них также есть специалисты, работающие в летних лагерях не первый год, а есть и новички. Для подготовки вожатых используется программа, реализуемая в семь основных этапов:

1 этап. Анкетирование (февраль-март)
Задачи: знакомство с основными требованиями к вожатому лагеря «Солнышко»; определение личностных качеств и уровня мотивации потенциальных вожатых к соответствующей работе .
Механизм реализации: предварительная беседа с кандидатами, заполнение анкеты.
Результат: отбор 30 кандидатов, наиболее успешно прошедших анкетирование.

2 этап. Собеседование (март-апрель)
Задачи: определение в процессе собеседования общего социо-культурного уровня будущих вожатых; знакомство с тематикой и особенностями предстоящих смен.
Механизм реализации: собеседование в группах по 10 человек по методике «Звездный пакет вопросов»; рассказ старшего вожатого о тематике смен и их особенностях.
Результат: заполнение личных карточек на каждого из претендентов; корректировка, в случае необходимости, направлений теоретической и практической подготовки вожатых.

3 этап. Творческое задание (апрель-май)
Задачи: выявление творческого потенциала вожатых.
Механизм реализации: выполнение вожатыми творческого задания в свободной форме, тематически связанного с направленностью предстоящих смен.
Результат: отбор 20 вожатых — формирование вожатского отряда; коррекция планов смен в связи с индивидуальными особенностями вожатых.

4 этап. Теоретическая подготовка (май-июль)
Задачи: профессиональная подготовка вожатых; сплочение вожатского отряда.
Механизм реализации: семинарские занятия, групповая работа, игры, тренинги.
Результат: получение вожатыми знаний, необходимых для работы с детьми в условиях оздоровительного лагеря.

5 этап. Практическая подготовка (июль)
Задачи: знакомство с лагерем; «погружение» в предстоящую смену; формирование практических навыков работы вожатого.
Механизм реализации: практические занятия, работа в микрогруппах, игры, тренинги.
Результат: готовность вожатского отряда к работе на смене.

6 этап. Работа в лагере (июль-август)
Задачи: обеспечение реализации программы смены.
Механизм реализации: работа вожатского отряда; планерки, педсоветы, тематические учебы.
Результат: выполнение программы смены.

7 этап. Последействие (сентябрь)
Задачи: анализ подготовки и деятельности вожатского отряда.
Механизм реализации: диагностика, проведение «Круглых столов» по итогам работы.
Результат: оптимизация программы подготовки вожатых для ее реализации в будущем; накопление методических материалов.
Такая система позволяет во время реализации программы смены выдвигать единые педагогические требования, пользоваться профессиональной терминологией, организовать педагогически оправданную работу не только дружин в целом, но и каждого отряда в отдельности и т.д. Нередко, после нескольких смен, отработанных в роли вожатого, педагоги продолжают (в том числе за счет полученных в течение программы подготовки вожатых специальных знаний) работать в лагере в качестве воспитателей, даже не будучи при этом педагогами-профессионалами.

Вспомогательный блок
Он включает в себя весь набор необходимого для реализации программы инвентаря, оборудования и других дополнительных условий.

... Пожалуй, подвиг — это не самоцель. Скорее, это стиль жизни — непростой, тревожный, но НАСТОЯЩИЙ. А если есть настоящий путь, стоит ли искать фальшивые тропки, даже если и выглядят они не такими трудными?
Перебори себя и сделай шаг к НАСТОЯЩЕМУ, даже если придется тяжело — шагай, шагай... И помни: мы, за твоей спиной, верим в тебя и идем за тобой. А вместе нам не страшны никакие преграды и мы способны очень на многое!

Список рекомендуемой литературы
1. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Республика «Наследие» — Кострома, 2000
2. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. — Екатеринбург, 1996
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — Новосибирск, 1991
4. Пич С., Миллард Э. Греки. Энциклопедия. — М., 1999
5. Фантазия + Творчество = Каникулы. — М., 1994
6. Философия и педагогика каникул. — М ., 1998

Эта программа является призером Областного конкурса программно-методической продукции по организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков 2003-2004гг., г. Екатеринбург

Материал взят из сборника методических материалов в помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков «Здравствуй, лето!», составители Иванова О.Л., Шарец Е.Б., Учебно-методический центр ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, 2005