Конспект НОД «Числа и цифры 1-3»

| Главная страница | Детский сад |

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе №1 на тему: «Числа и цифры 1-3»

Винокурова Алёна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДС "Берёзка", г.Первомайск, Нижегородская область.

ЦЕЛЬ: уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1 -3 в клетках;

ЗАДАЧИ:
1.Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи части и целого;
2.Тренировать умения составлять по картинкам и решать задачи на сложение и вычитание, решать простейшие примеры;
3.Уточнить представления о геометрических фигурах и их свойствах;
4.Сформировать первичные представления о работе в группе (команде), опыт взаимопроверки и самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего суждения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:
1. карточки с написанными на них примерами к заданию 2.1.
1+2=3      3-2=1      3-1=2
2. веревочки;
3. образцы выполнения задания 2.4.
Раздаточный:
1.карточки с картинками для составления задач;
2. карточки (на 3 человека) к заданию 2.2;
3. простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у короля одной заморской страны разбойники украли корону. А без короны никто королю не верит, что он — король, и никто не выполняет его приказов. Король просит детей найти корону.
- Хотите найти крону?
- Сможете это сделать?

2. Игровая деятельность.

2.1. Игра «Деление на команды».
— Как вы считаете, нелегкое и, возможно, опасное дело легче выполнять одному или с друзьями?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в народе говорят: «Что одному не под силу, легко коллективу».
- Как вы понимаете эту поговорку?
Воспитатель говорит, что искать корону дети пойдут командами несколько человек.
Чтобы разделиться на команды, каждый ребенок должен взять со стола 1 карточку, составить по ней задачу, решить ее и подойти к столу, на котором находится запись решения задачи.
Задачи подобраны так, что возле каждого стола должно собраться по 3 человека.
Задание проверяется соседями по столу.
После этого воспитатель помещает на доску 3 карточки с одного из столов, а также карточку с их решением.
— Почему в одной задаче говорится, например, об эскимо, во второй — о листьях, в третьей — о клубнике, а решаются они одинаково? (Потому что не важно, о чемидет речь в задаче, важно количество.)

2.2. Игра «Реши и прочитай».
Воспитатель убирает со столов карточки с задачами и их решениями, и дети по 3 человека садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что у разбойников удалось найти записи, по которым можно определить, под каким деревом они спрятали корону.
Воспитатель показывает детям карточку и объясняет задание:
- Для того чтобы узнать, под каким деревом спрятана корона, надо сна¬чала решить примеры, а ответы записать в клеточки.
— Какими правилами вы будете пользоваться при работе в команде?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ:
«Выбираем в группе капитана. Капитан должен распределить работу между членами команды. Если что-то не понял, нужно переспросить. Если с чем-то не согласен, нужно спокойно высказать свое мнение. Обращаемся друг к другу вежливо».
— Чем вы будете пользоваться при решении примеров? (Можно восполь-зоваться пальцами, счетным материалом, домиками с составом числа.)
Далее дети работают самостоятельно.
Для проверки воспитатель просит прочитать первое равенство, после чего задает вопрос:
— Почему, если от 3 отнять 1, то получится 2? (Потому что 3 можно составить из двух частей — 2 и 1 .Если отнять одну часть — 1, то останется другая часть - 2.
Аналогично разбираются остальные равенства.
После этого воспитатель раздает командам еще одну карточку
Иобъясняет, что в пустые клетки надо напечатать буквы, соответствующие полученным ответам.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель просит прочитать лучившееся слово. Дети читают слово «ель».
— Смогли вы определить, под каким деревом зарыта корона?
— Какие знания вам в этом помогли? (Знание состава чисел 2 и 3, умение отгадывать и вычитать, печатать цифры, умение договариваться.)
Король благодарит детей и просит показать его подданным, как правильно изображать цифры.

2.3. Игра «Веревочка».
Дети выходят из-за стола.
— Разделитесь на 3 команды с одинаковым количеством членов.
Каждой команде воспитатель дает веревку и предлагает, держа веревку в
руках, изобразить из нее цифру 1, затем 2, а потом 3. Более легкий вариант: веревку можно положить на ковер.
После выполнения каждого задания воспитатель обращает внимание детей на то, что работа спорится в том случае, если члены команды умеют договариваться.

2.4. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4).
№ 1. с. 17.

«Допиши цифры 1,2 или 3».
Дети садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что королевские приказы со временем немного стерлись, и королевскиеписари просят детей восстановить записи, т.е. дописать элементы цифр, которых не видно. Воспитатель уточняет, что на королевских приказах были напечатаны только цифры 1, 2 и 3.
Первый пример воспитатель вывешивает на доску, и он разбирается.

— Какое действие здесь производится? (Сложение.)
— Покажите части и целое
— Какое число было первым? (Число 1.)
Дети рисуют недостающую деталь цифры 1. Воспитатель делает это на доске.- Какое число было вторым? (Число 2.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 2.
Воспитатель рисует недостающие детали на доске.
— Какое число получается при сложении числа 1 и числа 2? (Число 3.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 3. Воспитатель дублирует действия детей на доске.
— Назовите в этом равенстве части и целое, (Части 1 и 2, целое — 3.) Далее дети самостоятельно восстанавливают вторую запись, после чего воспитатель вывешивает образец, и дети проверяют свою работу:
— Почему, если от 2 отнять 1, то останется 1? (Потому что 2 можно составить из двух частей 1 и 1.Если отнять одну часть, то останется другаячасть.)
После этого дети восстанавливают записи по одной с последующей самопроверкой по образцу.

2.5. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(1).
№2. с. 17.
«Выполни вычисления и подбери детали для построек.
Закончи постройки так, чтобы они были устойчивыми».
Хотите поучаствовать в постройке дворца?
— Как вы будете искать деталь для первой постройки? (Будем по порядку решать примеры, написанные внутри геометрических фигур. Если получим ответ 1, то посмотрим, будет ли постройка устойчивой с этой деталью. Если деталь не подойдет, то продолжим решать примеры.)
— Что вам может помочь в решении примеров? (Счетный материал домики с составом числа.)
Задание выполняется фронтально:
— Сколько получится, если от 3 отнять 1? (2.)
— Подходит эта деталь для первой постройки? (Нет.)
Почему? (Потому что в этой постройке должны быть только детали
ответом 1.)
— Сколько получится, если от 3 отнять 2.(1)
— Подходит эта деталь для первой постройки? (Нет.)
— Почему? (Потому что не выполняется второе условие — постройка не будет устойчивой.)
Далее решаются остальные примеры. Для первой постройки подходит последняя деталь. Дети проводят линию от детали к ее месту в первой постройке.
Остальные задания дети выполняют самостоятельно.
Для проверки воспитатель задает вопрос:
— Какой формы деталь подошла для второй (третьей) постройки? (Прямоугольная, треугольная).
Король очень доволен работой детей.

3. Осмысление (итог) занятия.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы сегодня побывали?
— Кому смогли помочь?
— Какие знания и умения дали вам возможность найти корону короля; восстановить записи в королевских приказах, закончить постройку нового дворца для короля? (Знания состава числа 2 и 3, умение записывать числа cпомощью цифр.)