Сборник сценариев и игр для летнего отдыха детей "Лето – это маленькая жизнь"

| Главная страница | Сценарии |

Детские песни, сценарии

Электронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта
ЖМИТЕ СЮДА

XVI ОТКРЫТЫЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ ДАРОВАНИЙ "Большая перемена" на Черном море" с 29 июня по 25 августа 2015 года - 5 потоков. Узнайте подробности об условиях проведения фестиваля- конкурса КЛИКНИТЕ СЮДА

Сборник сценариев и игр для летнего отдыха детей "Лето – это маленькая жизнь"

Редактор – составитель Поспелова Н. Л., Погорельский Дом детского творчества г. Шадринск, Курганская область

Педагогический коллектив Погорельского Дома детского творчества адресует эту книжку тем, кто работает с детьми в условиях загородного детского лагеря, оздоровительного центра, вожатым, студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, педагогам – организаторам внеклассной работы, а также всем, кто интересуется вопросами дополнительного образования. Авторы – составители раскрывают секреты педагогического мастерства, делятся собственным профессиональным опытом, накопленным в процессе работы.
Данный сборник включает в себя творческую мастерскую, различные игры, спортивные, интеллектуальные и воспитательные мероприятия, оригинальные идеи по оформлению отрядного уголка. Желаем успехов!

Посвящение в отдыхающие

Ведущий. Быть настоящим отдыхающим не так-то просто! Звание отдыхающего надо заслужить! Вам сегодня предстоит пройти несколько нетрудных испытаний, и только тогда наша лагерная смена будет считаться открытой.
Настоящие отдыхающие должны быть очень подвижными, иначе они рискуют нигде не побывать и ничего не увидеть. Кроме того, обязателен творческий подход к отдыху, чтобы было о чем вспомнить долгими осенними и зимними вечерами.

Отрядам предлагается построиться в квадрат, ромб, букву "ж", птичий косяк. Определяется отряд, быстрее справляющийся с заданиями.

Настоящие отдыхающие не должны бояться солнца, но тем не менее соблюдать меры предосторожности на пляже. Сейчас вы должны как можно быстрее надеть головные уборы на всех членов команды.
Отряды получают газеты и мастерят из них головные уборы. Определяется отряд, быстрее справившийся с заданием.

Настоящие отдыхающие не должны бояться воды. Каждый отряд получает по бутылке и должен за 1 минуту при помощи рук ее наполнить.
Для проведения эстафеты нужны пластиковые бутылки по числу отрядов и ведра с водой. Определяется отряд, набравший большее количество воды.

Настоящие отдыхающие ценят каждое мгновение отдыха и все, кроме купания и загорания, стараются делать быстро. Например, строиться всем отрядом на… веревке.
На земле укладывается веревка, отряд старается быстро выстроиться на ней. Затем веревка складывается вдвое, отряд вновь старается уместиться на ней. Определяется отряд, который был самым организованным и быстрым.

Настоящие отдыхающие должны не бояться трудностей и при необходимости, для организации своего отдыха, уметь "вывернуться наизнанку". Вставайте друг за другом, буритесь за руки, ноги на ширине плеч. Последний в колонне, не размыкая рук, проползает между ног всех стоящих, двигаясь вперед. За ним двигаются все остальные.
Определяется отряд, который быстрее "вывернулся наизнанку".

Вы прошли все наши испытания, и теперь нам осталось произнести "Клятву отдыхающего". Поднимаем вверх правые руки и повторяем за мной:
Клянусь в том, что я буду стараться
Вовсю отдыхать, загорать и купаться.
Клянусь!
Я постараюсь воспитанным быть
И в лагере нашем в меру шалить!
Клянусь!
Клянусь я вожатым во всем помогать
И дать им возможность чуть – чуть отдыхать.
Клянусь!
А если нарушу я клятву свою,
Тогда я передний свой зуб отдаю,
Любимый свой плеер им подарю.
Клянусь!
Я отдыхающим буду примерным
И клятве своей останусь я верным!
Клянусь!

Компот из взрослых.
(Презентация сотрудников лагеря)

На сцене висят карточки с цифрами "1+2+3+4+5+6+7+8+9=компот из взрослых" цифры написаны на отдельных карточках, каждая из них закреплена за определенной творческой группой сотрудников.
Ведущий.
Дорогие ребята! Мы сегодня с вами будем пить творческий компот. Как известно, в компот входят несколько компонентов. Давайте-ка, вспомним, что нужно взять, чтобы обычный компот, который вы будете пить в обед, получился вкусным? (Вода, сахар, яблоки, груши т.д.) а мы сегодня с вами сварим необычный компот – компот из 9 компонентов. Про каждый из них вы сейчас услышите. Итак, вот рецепт.
Показывает на плакат.
Ведущий Начнем с первого компонента.
Ведущий переворачивает карточку. На обратной стороне название первой творческой группы.
Номер "один". И это знает каждый,
Что самый первый он
И самый – самый важный!
Подарите этой цифре бурные овации,
Потому что эта цифра для администрации.
Выходят на сцену начальник лагеря, старший воспитатель, старший вожатый, зам. Начальника по хозяйственной части. Ведущий представляет каждого из них. Начальник лагеря поздравляет детей с началом смены. Эта группа может спеть песню, почитать стихи и т.д.
Говорит нам цифра "два":
Лучше, когда не одна голова!
И два человека споют с вами песни,
В четыре руки они играют вместе.

Представление и выступление музыкальных руководителей на мотив песни "Улетай туча".
Вот и лето, отдыхай,
Снова лагерь выбирай –
А иначе и не может быть.
Очень рады всех вас вместе
встретить мы веселой песней,
мы поможем с нею вам дружить.
Пр. Запевай песню, запевай песню, запевай!
Запевай песню, запевай песню, запевай!
Если слуха вовсе нет,
Мы дадим тебе совет:
Ты не отставай и не спеши.
Просто подпевай со всеми
И не строй себе проблемы,
Главное, чтоб было от души.
Пр.

Ведущий.
Это просто цифра "три",
С ней на стадион беги.
И в бассейне тоже,
Цифра "три" тебе поможет.
Знай, что с ней расклад таков:
Один плаврук и двое физруков.

Представление и творческое выступление инструкторов по физкультуре.

А вот и циферка "четыре",
Острый локоть оттопыря,
Говорит: болеть не стоит –
Это скучно. Кто же спорит?
Какая есть у вас вакцина?
Ответь-ка детям, медицина!

Под музыку на сцену выходят медицинские работники с большим бутафорским градусником и шприцем.
Эй, мальчишки и девчонки!
Как живот? А как печенка?
Если что-то заболит,
Встретит вас не Айболит!
Ждёт вас домик с дверью белой,
Полечить вас могут тут.
Вы сюда шагайте смело,
Это — лагерный медпункт.
Если боль на вас напала,
Если плохо вам, хоть плачь,

Есть лекарств у нас немало,
Вам поможет лучший врач.
Вес и рост узнать хотите?
Прибегайте к нам с утра.
Смело в домик заходите,
Вас встречает медсестра.
А ещё мы вам желаем
Не чихать и не хрипеть.
Потому что каждый знает:
Лучше вовсе не болеть!

Ведущий.
Очень хочет цифра "пять"
О кружках вам рассказать:
Где научат выжигать,
И красиво танцевать,
И в технике помогут разбираться,
И рукоделием заняться!
Послушать не хотите ли
Кружков руководителей?

Выходят руководители кружков и библиотекарь.

Вместе.
Три девицы под окном
Собирались вечерком,
Чтоб ребятам рассказать,
Кем за смену можно стать.

Библиотекарь.
Если б я была царица, -
Говорит одна девица, -
То дала бы я понять:
Можно в лагере не спать,
Можно целый день читать.
И ходили б все на дискотеку
Через мою библиотеку.
Показывает выставку книг.

Руководитель кружка "Мягкая игрушка".
Если б я царицей стала,
Я бы организовала,
Чтобы пальчики размять,
Фабрику, где можно взять
В руки лоскутки и мех,
И хватило б их на всех
Ниточку вденьте в иголкино ушко
И шейте себе на здоровье игрушки.
И каждый из вас, как поедет домой,
Увезет по игрушечке мягкой с собой.
Демонстрирует образцы мягких игрушек.

Руководитель кружка рукоделия.
Если б я была царицей, -
Третья молвила девица, -
Я бы отдыхать не стала,
Я бы тут навышивала
Ковриков с узорами,
Это было б здорово!
Выткала б ковер на славу
И в Европу отослала,
И на всей земной орбите
Наш лагерь был бы знаменитым
Показывает образцы изделий.

Библиотекарь.
Каждому человеку
Путь открыт в библиотеку!
Милости просим!
Руководитель кружка "Мягкая игрушка".
Все дружки и все подружки,
Приходите шить игрушки!
Руководитель кружка рукоделия.
Приходи скорей, дружок,
В рукодельный мой кружок!
Вместе.
Будем рады вам всегда!
Времени не тратьте зря!

Ведущий.
Это, дети, цифра "шесть".
Любит вкусненько поесть,
Говорит, что, мол, всегда
Для вас главное – еда:
Булочки, пюре и пловы –
Всё от работников столовой.

Выступление работников столовой: шумовой оркестр с использованием ложек, стаканов, крышек от кастрюль.

Цифра "семь" (иль кочерга),
У нее одна нога.
У воспитателей их две,
Чтобы сразу быть везде.
Две руки, два глаза,
Чтобы видеть всех вас сразу.
Надо быть внимательным
Нашим воспитателям.

Воспитатели всех отрядов поют на мотив песни "Наша служба".

Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд как будто не видна.
Если кто из вас с режимом вдруг порой
Дружно жить не хочет,
Значит, с ними нам вести незримы бой.
Так назначено судьбой для нас с тобой,
Служба дни и ночи!
Часто слышим мы упреки от родных,
Что работаем почти без выходных.
Ну а если вдруг кому-нибудь из вас
Очень станет плохо
Мы придем на помощь сразу же в тот час,
Очень много, дети, дела здесь у нас,
Но мы сдержим вздохи.
Очень рано нам приходится вставать
И отряды из кроватей поднимать.
А потом еще постели заправлять,
Быстро и красиво.
И детей на завтрак организовать,
Вместе с ними территорию убрать,
Чтобы чисто было.

Ведущий.
Два колечка – цифра "восемь".
Выйти мы сюда попросим
Весь отряд вожатых.
Любите их, ребята!
Громче хлопайте в ладоши,
Ведь они хорошие!
На все руки мастера.
Давайте крикнем им: "Ура!"

Выступление вожатых. Это может быть песня на мотив "Бродячих артистов".

Мы по всей земле кочуем.
На погоду не глядим.
Где придётся, заночуем,
Что придётся, поедим
Этот лагерь – наша пристань,
Для таких, как мы, бродяг.
И с детьми, которых триста,
Нам работать не в напряг.

Припев.
Мы бродячие артисты,
Вместе с вами тут и там.
И в воде, и в небе чистом,
По дороге, по горам.
Лучше нас, вожатых, нету.
Мы понятны и просты.
Путешествуем по свету,
Вместе с вами мы в пути

Ведущий.
Вот нам выпала "девятка":
Жить в грязи ужасно гадко.
Чтоб грязным лагерь наш не стал,
Есть у нас техперсонал.
Вы труд уборщиц уважайте,
Своим дежурством помогайте.
А пока на этой сцене
Аплодисментами встречайте!
Выход техперсонала.

Напоследок — цифра "десять"!
Мы на этой сцене вместе.
Будьте всем нам рады,
Нас всех запомнить надо.
Все сотрудники выходят на сцену вновь, поют общую песню из репертуара группы "Божья коровка".
Сейчас уже не месяц май, ай-яй-яй-яй,
Он позади остался где-то!
Давай-ка в лагерь приезжай, давай-давай,
Ведь наступило снова лето!
Здесь можно круто отдыхать ни дать, ни взять!
Вы сами в этом убедитесь!
Наш лагерь детский вас готов пленять опять!
В него вы по уши влюбитесь!
Припев.
Здравствуйте, друзья-товарищи!
Мы снова вместе — это класс!
И здесь вы будете не раз
От всей души кричать "Атас!",
Ведь этот лагерь создан только для вас.
Чтоб не слонялись, дети, вы туды-сюды,
И не страдали чтоб от скуки,
Работать будут здесь кружки для вас, дружки!
Займёте в них мозги и руки.
А тот, кто любит выступать, петь и плясать,
Мы ждём их всех на этой сцене,
На дискотеках – танцевать, а ночью – спать
Придётся вам на этой смене.
Припев

Игротека

Время обедать.
Выбирается водящий – он будет волком. Остальные игроки находятся от него на расстоянии нескольких метров. Волк стоит спиной к игрокам, которые хором спрашивают: "Который час, господин волк?" Волк поворачивается лицом к игрокам и отвечает, например: "10 часов". Игроки должны сделать вперед столько шагов, сколько часов назвал волк. Затем волк отворачивается, и игроки опять задают вопрос о времени. Когда игроки окажутся достаточно близко, волк не отвечает, а кричит: "Время обедать!" – и старается запятнать одного из игроков, убегающих за линию старта. Пойманный игрок становится волком.

Месим тесто.
Ребята становятся в круг, взявшись за руки. Дружно повторяя слова: "Месим, месим тесто. Месим, месим тесто", — сходятся как можно плотнее. Под слова: "Раздувайся, пузырь, да не лопайся!" – расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в круг, и их тоже "месят". Находящиеся в кругу имеют право помогать разрывать своими спинами "пузырь". Игра заканчивается, когда игроков в центре круга становится больше, чем вокруг.

Летел журавль.
Игроки становятся вкруг, положив свою правую руку на левую руку соседа. На каждое слово считалки поочередно делается ход – хлопок по левой руке соседа слева. На каждый хлопок говорится одно слово: "Летел – журавль – по – синему – небу – загадал – число…" Тот человек, на кого выпало слово "число", называет вслух любое двузначное число и делает в свою очередь хлопок поруке соседа. С этого момента игроки вслух начинают считать хлопки, которые также производятся по кругу слева направо. Задача игрока, на которого выпадет названное число, быстро убрать руку из-под хлопка. Кто не успел – выбывает. С игрока, который стоял левее выбывшего, игра повторяется.

Супермодницы.

Кричалка для игры с залом. Присутствующие должны хлопать, если называемые вещи можно носить, и топать, если носить нельзя.

Мне однажды повстречалась
Супермодница одна.
Вам такую не увидеть
И не встретить никогда.
Я на ней увидел юбку… (Хлопки).
Не одну, а сразу две… (Топот).
На плечах из рыбы шубка… (Топот).
И горшок на голове… (Топот).
На ее ногах сапожки… (Хлопки).
На высоком каблуке… (Хлопки).
А в ушах висят сережки… (Хлопки).
И колготки на руке… (Топот).
Шарф болтается на шее… (Хлопки).
На носу очки, как тень… (Хлопки).

В волосах запутан веер… (Топот).
А на поясе – ремень… (Хлопки).
А еще на ней есть блуза… (Хлопки).
Зонтик – тросточка в руке… (Хлопки).
На плече висит медуза… (Топот).
И портфель на поводке… (Топот).
Есть на пальчике колечко… (Хлопки).
А на шее котелок… (Топот).
А еще кулон – сердечко…(Хлопки).
И батистовый платок… (Хлопки).
Если встретишь ту девицу,
Вспомни эту небылицу,
Но хочу вам пожелать
Таких модниц не встречать.

Рифмоплеты.
Любой игрок, начиная игру, говорит слово, второй игрок называет рифму к прозвучавшему слову. Рифму называют и другие игроки. Игра заканчивается, когда повторяется рифма, уже прозвучавшая ранее, или прозвучит нерифмующееся слово. Нарушитель платит фант. Игра продолжается с любого другого слова.

Букет. Загадки в рифму.

В этот праздник, в день цветов,
Их дарить я всем готов.
Приготовьтесь получать –
Точно в рифму отвечать!
Я держу цветов букет,
Тут каких их только нет…
Вот для Тани и для Галки
Ароматные… (Фиалки).
Вот для Саши и для Фени
Ветка пенистой… (Сирени).
Вот для Кати и Алисы
Желто-белые … (Нарциссы).
Вот для Оли и Оксаны
Разноцветные… (Тюльпаны).
Вот для Юли и для Эммы
Шапка пышной… (Хризантемы).
Вот для Насти и для Розы
Ветка мартовской… (Мимозы).
Вот для Ксюши и для Аллы
Расцветающие… (Каллы).
Вот для Ани и Ирины
Розовые… (Георгины).
Вот для Вали и Наташки
Расчудесные… (Ромашки).
Вот для Светы и Ларисы
Очень нежные… (Ирисы).
Вот для Сони, Вероники
Ярко-красные… (Гвоздики).
Вот для Зины и для Нины
Ветка белого … (Жасмина).

Почтальон на коне.
Две команды почтальонов выстраиваются на старте, и по команде седлают палку и зажимают воздушный шар между коленями (получается "конь"), надевают шляпу и берут в руку мешок "почты". Стараясь ничего не уронить, игроки двигаются до поворотной фишки и возвращаются обратно, чтобы передать почту следующему почтальону. Если игрок теряет хоть один атрибут, он останавливается, подбирает предмет и только потом продолжает движение. Побеждает команда, которая быстрее доставит почту.

Ай да, мы!
Если дети не согласны с утверждением, то говорят хором: "Нет, не мы!", если согласны – "Ай да, мы!"
Вы, конечно, молодцы!
Уже матери, уже отцы!
В школе учитесь на "пять"!
Помогаете по дому!
И не учитесь плохому!
Защищаете детишек!
Как наставите им шишек!
Лезете всегда к прохожим!
На бандитов не похожи!
Помогаете зверюшкам!
Расставляете ловушки!
Не грубите взрослым, старшим!
И ругаетесь так страшно!
Не сорите вы повсюду!
Сами моете посуду!
Не читаете газеты!
Очень жадны на конфеты!
Смирно ходите по школе!
И деретесь прямо в холле!
Это кто сейчас ответил?
Невоспитанные дети!

Кто из вас?
Ведущий читает двустишия, а ребята, если согласны, хором отвечают: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если не согласны, то можно кричать: "Нет, не я, нет, не я и, конечно, не друзья!"

Кто же в лагерь из ребят
К нам приехал отдыхать?
Кто из вас, какой отряд
Всех вожатых видеть рад?
Кто в отряде будет первым
И любым займется делом?
А кто будет здесь скучать
Слезы лить и маму звать?
Кто всю зиму проскучал
Лишь о лагере мечтал?
На дискотеку вечерком
Бегать будет кто бегом?
А кто из вас будут солисты,
И танцоры, и артисты?
Кто из вас ленивый здесь
Говорите все, как есть?
Кто веселый и горластый,
И талантливый ужасно?
Кто наш лагерь обожает
И на Сочи не сменяет?
Кто сказал, какие дети,
Что лучший лагерь наш на свете?

Мой веселый звонкий мяч.
(Игра на знакомство).
Ведущий держит в руках мяч.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
Ведущий бросает мяч зрителям.
Тот, кто мячик мой поймает, громко свое имя называет.

Все постепенно называют свои имена.

А сейчас я подброшу мяч вверх, а вы все вместе громко назовите свои имена.

Может – нет, а может – да.

У меня для вас игра:
"Может – нет, а может – да".
Подскажите мне ответ:
Может – "да", а может – "нет".
Рыбки спят на дне пруда.
Это правда, дети? (Да).
Быстро дайте мне ответ,
Снег зимой бывает? (Да).
Понедельник и среда –
Это дни недели? (Да).
Солнце дарит людям свет?
Отвечаем вместе! (Да).
"Вискас" – кошкина еда.
Что вы скажете мне? (Да).
Я предвижу ваш ответ:
Мышь боится кошки? (Да).
Крокодил живет 100 лет –
Это правда, дети? (Нет).
Может человек в 5 лет
Дедом стареньким быть? (Нет).
А полынь и лебеда –
Это овощи ведь? (Нет).
Каждый скажет без труда:
За зимою – лето? (Нет).
Свет луны и солнца свет –
Виден ли он людям? (Да).
Подскажите мне ответ:
Спят зимой лягушки? (Да).
Верблюд способен, дай ответ,
Идти три дня без пищи? (Да).
Дать мне можете ответ:
Волк меняет шубу? (Нет).
Отвечайте детвора:
Вам понравилась игра? (Да).

Всемогущие.
Склейте для игры два кубика. На гранях одного кубика напишите задания, связанные с движением ("прыгать", "вращать обруч", "отжиматься" и т.д.), на гранях второго – задания, которые можно выполнять одновременно с первым заданием: спеть, рассказать стихотворение, скороговорку и т.д. оба кубика игрок кидает одновременно и также одновременно выполняет оба задания.

Словесная головоломка.
Чтобы время не терять,
Приглашаю поиграть:
Ручка и листок бумаги
Слова помогут отгадать!

Этот шар+мо+ка
Покусает вас слегка. (Мошкара).
Этот шар+а+ад
Каждый отгадать бы рад. (Шарада).
Этот шар+мак+на
Далеко была слышна. (Шарманка).
Этот шар+купь давно
Можно видеть лишь в кино. (Пушкарь).
Этот шар+ат+нал
Обманул и убежал. (Шарлатан).
Сор+в+аль, бывает,
Нам в учебе помогает. (Словарь).
Сор+ко+нип, однако,
Один из знаков зодиака. (Скорпион).
Этот сор+ог+он,
Слона чуть меньше будет он. (Носорог).
Сор+сор+квд
Отгадаете вполне. (Кроссворд).
Сор+п+пат у всех
В сумке иль в кармане есть. (Паспорт).

Кричалка "Туристическая".
Раз, два, мы – туристы,
Мы туристы – следопыты.
Мы шагаем и поем,
Нам преграды нипочем,
Мы имеем точный компас
И к тому же зоркий глаз.
Отдохнули мы в походе,
А теперь встречайте нас!

Покажи и повтори (от 5 до 11 лет).
Дети садятся в круг, игра продолжается от одного к другому по часовой стрелке. Предложите детям придумать какие-нибудь действие, например: хлопнуть в ладоши, закрыть глаза, повернуться кругом (пусть придумают сами). Первый игрок показывает свою выдумку, второй повторяет ее и прибавляет свою, третий повторяет две предыдущих и свою и т.д. если игрок ошибся, но никто не заметил, он остается в игре, если его ошибка замечена, он выходит из игры. Обычно дети запоминают около семи действий.

Алфавитное угощение.
Первый ребенок говорит: "Сегодня на обед я ел арбуз", следующий ребенок говорит тоже, что и первый, и добавляет "блюдо" на букву Б, например: "Сегодня на обед я ел "арбуз" и "бисквит", третий добавляет, например, варенье. Меню разрастается, и становится все труднее и труднее его повторить. Если игрок ошибся, то он выбывает из игры.

Уголек.
Дети садятся по кругу, как можно дальше друг от друга. Включается музыка, и, пока она играет, дети должны передавать друг другу маленький резиновый мячик по часовой стрелке, избавляясь от него как можно быстрее. Мяч должен побывать обязательно у каждого игрока по очереди. Игрок, у которого в момент остановки музыки в руках окажется мяч, выбывает. Круг уменьшается, игра продолжается до тех пор, пока останется только один игрок.

Рак пятится назад.
Игроки строятся в одну шеренгу спиной к финишу. По сигналу ведущего встают на четвереньки и стартуют задом наперёд. Во время движения оглядываться не разрешается. Побеждает игрок, достигший финиша первым.

Шерлок Холмс.
В игре принимают участие 15-20 человек. Выбирают сыщика Шерлока Холмса. Он на время удаляется. Играющие выбирают главаря. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (ходить, хлопать в ладоши, смеяться и т.д.), которое все играющие должны в точности повторять. Возвращается Шерлок Холмс, наблюдая внимательно, он должен определить, кто Главарь, кому подражают все игроки. Главарь старается вводить новое движение незаметно. Если Шерлок Холмс угадал Главаря, он победил. После чего выбирается новый Главарь и новый Шерлок Холмс, игра продолжается.

Невод.
Два игрока берутся за руки и ловят остальных на заранее оговоренной площадке. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный очутился в кругу. Теперь они втроём ловят остальных. Каждый пойманный становиться частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока неводом не будут пойманы все рыбки, то есть другие участники.

Эстафета с передачей мяча.
Игроки строятся колоннами, ноги на ширине плеч. Мяч в руках у первых номеров обеих команд. По сигналу ведущего мяч передаётся следующими способами:
Двумя руками сверху назад
Мяч передаётся из рук в руки между ногами игроков.
Мяч передаётся двумя руками с поворотом туловища (слева и справа).
Последний игрок, получивший мяч, поднимает его над головой, что означает конец передачи или перебегает вперёд, становится впереди колонны. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мяча.

Али-Баба.

Две команды игроков берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 10 метров. Из каждой команды по очереди начинают звать игроков.
— Али-Баба! – зовёт первая группа.
— О чём слуга? – отвечает вторая.
— Пятого, десятого "подайте" (после чего называют имя одного из игроков, например: Сашу нам сюда!).
Названный отделяется и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образуемую ими цепь. Если это ему удалось, тогда он уводит в свою команду одного из игроков; если же нет, то сам остаётся в команде соперников. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд останется только один человек.

Воробьи и вороны.
Дети делятся на две команды. Одни будут воробьями, другие – воронами. Выбирается один ведущий.
На земле проводятся две черты – шагах в двадцати одна от другой. Это будут гнезда для команд. Команды выстраиваются в два ряда на равном расстоянии от гнезд. Лицом к своему гнезду, спиной к сопернику. Ждут сигнала.
Ведущий восклицает: "Вороны!" – и вороны стремглав бросаются к своей черте. А воробьи, мигом обернувшись, пускаются за ними, стараясь задеть. Ведущий запоминает число задетых.
Наступает черед воробьев лететь в гнездо. И среди них будут неудачники, которых задели вороны. И так несколько раз. Ведущий необязательно выкрикивает команды по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно, чтобы общее число полетов у воробьев и ворон было одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам.

Дедушка – рожок.
Выбранному по жребию водящему, т.е. дедушке – рожку, чародею, колдуну, "отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени". Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15 – 20 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем. Дедушка – рожок из своего дома спрашивает: "Кто меня боится?" – "Никто!" – отвечают игроки и перебегают через поле, да еще дразнят водящего: "Дедушка – рожок, на плече дыру прожег!" А тот ловит бегущих и отводит их в свой дом, из которого они выйти не могут. Правда пойманных можно выручить. Пока вожак занят ловлею кого-нибудь из бегущих, кто-нибудь подбегает к дому колдуна, дотрагивается рукой до пойманных, и тогда каждый из них считается вырученным, после чего может беспрепятственно выйти из дома и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка – рожок переловит всех, то водить в следующей игре будет тот, кого поймали последним.

Чур, на дереве!
Выбирают такое место, где есть несколько деревьев. Один встает в середину между деревьями, а другие становятся возле деревьев и начинают перебегать от дерева к дереву. Стоящий посередине должен их ловить, пока бегущий не подбежал к дереву и не сказал: "Чур, на дереве!" Пойманный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

ИГРЫ В ОТРЯДЕ

"Цепная реакция".
Отряд делится на две группы. Пусть первый член группы задаст вопрос второму; после того, как второй ответит, он задаст вопрос третьему, и т.д. вопросы задают по цепочке до тех пор, пока все не спросят и не ответят. В больших группах дети могут задавать вопросы сидящему напротив. Это помогает им говорить достаточно громко.
Вопросы могут быть автобиографическими или о политике, хобби, образовании, дружбе, семейных интересах.
Дети имеют право промолчать.

"Проволока жизни".
Отряд делится на группы по три человека. Каждому дается по 1 м проволоки, из которой нужно сделать макет, отражающий какое – то событие. Пусть каждый расскажет, что у него получилось, и объяснит дизайн. После того, как все расскажут, можно задавать вопросы.

"Мозговой штурм".
Для начала нужно выбрать записывающего, который будет фиксировать идеи по мере их высказывания.
Правила "Мозгового штурма": высказывать как можно больше идей; не оценивать идеи; разрабатывать проблему, расширять подходы.
Каждой группе дается 5 минут, чтобы высказать как можно больше идей по проблеме. Примеры проблем: как можно сконструировать ванну (велосипед, машину, и т.д.), чтобы они были более комфортабельной? Через 5 минут работа групп останавливается и те дети, которые записывали идеи, громко их зачитывают. Отряд аплодирует каждой группе и ее идеям.

"Кухонные принадлежности".
Приготовьте конверты с вложенными в каждый 3 – 5 карточками, 2 скрепками, 4 зубочистками, 1 карандашом. Дети садятся маленькими группами. Раздайте конверты и скажите, что у каждой группы будет 12 минут, чтобы открыть конверт, посмотреть, что внутри, и создать необходимое для каждой кухни полезное оборудование. Предложите высказать самые неожиданные, даже "дикие" идеи. Скажите, что все члены группы должны участвовать. Через 12 минут остановите работу групп. Попросите каждую группу приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими приспособлению.

"Достижение соглашения".
Рассадите детей маленькими группами и выдать каждому по маленькой картонной карточке. Обсудите важность способа выработки совместных решений для каждого члена группы. Задайте вопрос, в отношении которого дети должны договориться в результате дискуссии. Например, какое мероприятие будет наиболее интересным для ребят нашего отряда? Предложите каждому ребенку написать пять ответов на карточке. Попросить двух членов каждой группы объединиться в пары и перебрать все предложения. Они должны выбрать 4 предложения, исключив остальные. Затем две пары сядут вместе и, сравнив два списка, выберут четыре предложения, исключив остальные. Затем каждая малая группа назовет свои четыре финальных предложения отряду. Пусть теперь весь отряд обсудит все идеи, отбросив нереалистичные или наименее вероятные. Затем провести голосование с помощью ранжирования по степени предпочтения, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать три идеи, которые ему нравятся больше других. Присвойте ранговым номерам вес в баллах, чтобы сделать окончательный выбор. Первый ранг – 15 баллов, второй – 10 баллов, третий – 5 баллов.

"Раз, два, три".
Дети садятся в большой круг, группы 4 – 6 человек. Скажите, что вы зададите вопрос, и предложите три альтернативных ответа. Детям надо выбрать, предварительно проранжировав альтернативы по степени предпочтения:
- Куда бы вы хотели поехать в субботу после обеда: на пляж, в лес, на экскурсию?
- Что является самым важным в дружбе: честность, верность, щедрость?
Попросите детей объяснить свой выбор.

"Клиент — Консультант".
Посадите отряд малыми группами. Скажите детям, что каждый из них по очереди будет играть клиента, т.е. выскажет проблему, которую он испытывает в лагере. Все остальные члены группы – консультанты. Объясните, что консультанты:
- не высказывают оценочных суждений;
- не рассказывают клиенту, что ему надо делать;
- предлагают клиенту альтернативные способы решения проблемы;
- могут попросить дополнительную информацию, если она необходима.
Напомните детям правила внимательного слушания. Каждому клиенту предоставьте примерно 10 минут.

Большие гонки
В проекте "Большие гонки" участвуют 4 команды по 10 человек. Командам заранее даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Капитан команды должен будет выбирать игроков из команды для участия в той или иной эстафете, если в ней не принимает участия вся команда. Кроме того, необходимо подготовить табло из ватмана, в которое в процессе игры будут внесены заработанные командой баллы, и, непосредственно, спортивную площадку с оборудованием для эстафет. Все эстафеты оцениваются по четырехбальной шкале (выигравшая команда получает 4 балла, следующая за ней – 3, остальные по 1 баллу. Если команда совсем не выполнила задание – 0 баллов). Для спортивных конкурсов проводится предварительная подготовка.
Ведущий: Добрый день, добрый день! Мы рады приветствовать вас на грандиозном проекте нашего лагеря "Большие гонки". За приз проекта будут бороться 4 команды (перечисляются названия команд, имена и фамилии капитанов и игроков). Итак, прошу болельщиков поддержать свои команды, ведь объявляется первый конкурс.

"Конкурс лягушат".
В конкурсе участвуют три человека (2 юноши и 1 девушка). На площадке расположены 4 корзины с воздушными шарами. На расстоянии 8 – 10 метров от корзин располагаются команды. Первые игроки стоят в ластах. По команде ведущего они бегут каждый до своей корзины, достают по воздушному шару и возвращаются к командам, передавая ласты следующему игроку. Эстафета продолжается до команды ведущего "Конец игры". На эстафету отводится 3 минуты.
Ведущий: Жюри подсчитывает принесенные командами шары и подводит итоги первого конкурса. Кто же, кто же выиграл в этом конкурсе? Смотрим на табло. (Оглашаются итоги первого конкурса).

"Перенеси мяч".
В конкурсе участвуют 6 человек, причем игроки разбиваются на пары. Каждой команде выдаются две гимнастические палки и гимнастический мяч. Первые 2 игрока команд становятся лицом друг к другу, берут в руки палки, на которые предварительно положен мяч. Задание: пронести мяч на палках до своего флажка и обратно (флажки расположены в 6 – 7 метрах от команд). Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. Если мяч все же упал, его нужно поднять и продолжить эстафету.
Ведущий: Смотрим на табло. (Оглашаются итоги второго конкурса и суммарные баллы за два конкурса).
Внимание, команды! Следующий конкурс очень сложный, но все же задание конкурса выполнимо. Капитаны команд выдвигают по три кандидатуры. Пришло время болельщикам поддержать свои команды.

Конкурс "Бревно".
Для каждой команды приготовлено простое бревно (длиной не более 1 м). На этом бревне участникам предстоит делать упражнения, причем довольно сложные. Им нужно будет встать на свое бревно и, перебирая ногами, прокатить его бегом до флажка, затем вернуться бегом обратно. Следующий игрок катит бревно назад.
Ведущий: закончился сложнейший конкурс. Как же распределились места после этой эстафеты? Смотрим на табло. (Оглашаются результаты).
А сейчас, многоуважаемые болельщики и зрители грандиозного шоу "Большие гонки", у вас есть возможность побывать на настоящем ипподроме, в который превращается на время наша спортивная площадка. Для этого конкурса каждая команда представляет своих трех самых быстрых "скакунов".

Конкурс "Темная лошадка".
Эстафета проходит в парах. На каждую команду выдается по 3 покрывала. Каждая пара игроков изображает "лошадь" с помощью покрывала. К покрывалу прикреплена табличка с № "лошади". По сигналу ведущего первые "лошади" бегут до флажка, огибают его и возвращаются обратно. Эстафету продолжает следующая "лошадь" и т.д. Побеждает та команда, которая выполнит задание за минимальное время.
Ведущий: Закончился еще один конкурс. Ликуют болельщики. А мы ждем результатов конкурса. Комментарии жюри.
Для участия в следующем конкурсе необходимо выбрать по 5 игроков от команды.

Конкурс "Кенгуру".
Для этой эстафеты каждой команде потребуется: мешок средних размеров (его может заменить рюкзак или обычная сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумки или мешки привязывают участникам, начинающим эстафету, на уровне пояса. По сигналу ведущего участники кладут в свои мешки по мячу и прыжками, напоминающими прыжки кенгуру преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за "сумку с детенышем" категорически запрещается. Важно, чтобы "малыш" не выпал из мешка. Возвратившись к линии старта, первый участник передает все атрибуты следующему. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
Ведущий: Еще один конкурс подошел к концу, еще один шанс командам заработать максимальное количество баллов. Посмотрим, кто сумел это сделать. (Оглашаются результаты).
Остается совсем немного времени, чтобы подтянулись отстающие команды. А сделать это они смогут уже в следующем конкурсе, кстати, тоже не из простых, но команды готовились к нему заранее. Для этого конкурса необходимо выбрать по 4 человека от команды.

Конкурс "Слалом".
Каждая команда получает по паре роликов. Участники выстраиваются на линии в начале площадки. По команде ведущего первые игроки надевают ролики и двигаются на роликах между расставленными на расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга кеглями до конца площадки, огибают флажок и по прямой возвращаются обратно. Эстафета передается следующему игроку. Побеждает та команда, которая выполнит задание за минимальное время. За сбитую кеглю снимается 0,5 балла.

Ведущий: Можно сказать, игра практически закончена, впереди остался последний, решающий конкурс, конкурс капитанов. С какими результатами подошли к последнему конкурсу команды? (Оглашаются результаты конкурса и сумма баллов).
"Конкурс капитанов".
Капитан каждой команды получает цилиндр из 3-х непрозрачных, склеенных между собой надувных кругов небольших размеров и гимнастический мяч. По сигналу ведущего капитанам надевают на голову цилиндры, дают в руки по мячу. Задание: каждый капитан должен преодолеть дистанцию и положить мяч в свою корзину, находящуюся на противоположной стороне площадки. Остальные участники команд помогают капитанам сориентироваться в пространстве, выкрикивая правильное направление (левее, правее, прямо и т.д.). Выигрывает тот капитан, который быстрее справится с заданием. Игра завершается, когда последний капитан дойдет до своей корзины.
Ведущий: Закончился последний решающий конкурс невероятного шоу "Большие гонки". Напряжение в командах достигло предела, болельщики ликуют. С каким же счетом закончилась игра? (Оглашаются результаты конкурса и игры в целом, награждается команда – победитель, остальные команды получают поощрительные призы).

"Международная панорама"

«Международная панорама» — это игровое познавательное мероприятие, которое включает в себя культуру народов мира. Этому мероприятию посвящается один день лагерной смены.
Предварительная работа:
Командиры отрядов методом «жребий» выбирают страну, которую будут представлять с отрядом в течение дня.

Домашнее задание отрядам:
• из подручных материалов подготовить костюмы страны, которую выбрали;
• выпустить информационный лист (газету) о стране;
• придумать шуточный рецепт национального блюда;
• подготовить творческую презентацию страны.
Ниже вашему вниманию предлагается несколько моментов, которые могут быть использованы при проведении дня «Международной панорамы»

Япония

• отряд, «проживающий» в Японии нужно поднять рано утром самым первым, т.к. Япония считается страной восходящего солнца;
• вожатый может одеть кимоно;
• на обед можно предложить вместо вилок – палочки, изготовленные из подручных материалов;
• приветствовать друг друга по-японски – поклоном;
• провести творческую мастерскую «Оригами» и «Икебана»;
• провести конкурс стихов в стиле «Хайку»;
• провести конкурс-состязание «Сумо»

Италия

• стараться разговаривать громко, жестикулируя руками;
• свои имена переделать на итальянский стиль: Максим – Максимельяно, Антон – Антонио и т.д.
• провести конкурс «Угадай мелодию» по мотивам итальянской эстрады;
• на обед заказать «спагетти».

Индия

• из простыней сделать национальную одежду «Сари»;
• провести конкурс-инсценировку по сюжетам индийских фильмов;
• слепить из солёного теста фигурки слона и раскрасить красками;
• сделать «браслеты дружбы» из цветных ниток (ракхи – «браслет дружбы»);
• подготовить гирлянды из цветов, которыми индийцы традиционно украшают себя на различные праздники.

США

• из газет сделать ковбойские шляпы;
• провести ковбойский турнир;
• провести вечер джазовой музыки;
• познакомить детей с традиционным американским праздником «Хэллоуин»;
• изготовить Джек-Фонарь (в тыкве проделываются отверстия в виде глаз, носа и рта. От зажжённой свечи «голова» начинает светиться.)

Заключительным мероприятием может быть аналог телевизионной передачи «Вокруг света», на которой отряды представят визитные карточки своих стран, шуточные рецепты национальных блюд, примут участие в интеллектуальной тест игре «Вокруг света».

Тест-игра «Вокруг света»
1. В каком месяце граждане США отмечают – День благодарения? (октябрь, ноябрь, декабрь)
2. Какое блюдо готовят на День благодарения? (жареная индейка, шашлык, курица с яблоками)
3. Какой самый высокий водопад в мире? (Виктория, Анхель, Ниагарский)
4. Как называется столица Японии? (Париж, Брюссель, Токио)
5. Где был изготовлен первый фейерверк? (Япония, Китай, Россия)
6. Какой самый известный карнавал в мире? (Рио-де-Жанейро, Ноттинг-Хиллский, Тринидад)
7. В Индии во время весеннего праздника холи индусы обливают друг друга. Чем? (соком, молоком, подкрашенной цветной водой)
8. Где празднуются буддийские праздники? (в Мексике, в Японии, в Китае)
9. Какое национальное блюдо популярно в Италии? (блины, хот — доги, равиоли – конвертики из теста, фаршированные сыром или мясным фаршем)
10. Какой самый большой слон? (Африканский, Индийский)
11. Денежная единица Японии. (Франк, иена, гульден)
12. Какая знаменитая статуя была подарена США Францией в 1886 году? (Надежды, Дружбы, Свободы)
13. Любимая еда Японцев. (Суши, осьминоги, винегрет).

Творческая мастерская
Хорошо уметь делать все своими руками. Хорошо не бояться колючих инструментов: ножниц, иголок, булавок. Хорошо фантазировать, мастеря что-нибудь интересное, хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, старинных и современных ремесел.
В нашей творческой мастерской представлены простые по технологии поделки из подручного материала.

"Солнышко".
Чтобы было понятно, что за чем делается, ставится порядковый номер задания.
1. Вырезать круг из картона диаметром 10 – 12 см.
2. Из любой ткани желтого или оранжевого цвета скроить обшивку с прибавкой 3 – 4 см.
3. Добавить вату (ватин, синтепон) равномерно по размеру круга. Получится "бутерброд": ткань – вата – картон.
4. Взять иголку с крепкой (двойной) длинной ниткой, по краю проложить шов "вперед иголку". Внимание! Стягиваем нитку. При этом картон остается внутри. Получилось? Не забудьте закрепить нитку.
5. Подобрать подходящие пуговицы для глаз – голубые или черные. Из белого картона вырезать подглазники, чтобы глаза были похожи на настоящие. Легче сначала пришить пуговицу к подглазнику, а затем весь глаз – к лицу.
6. Из маленького кружочка ткани стянуть ниткой по краю мешочек. Набить его ватой и закрепить нитку. Получится нос. Пришить его в центре "Солнышка".
7. Сделать рот. Карандашом слегка наметить линию улыбающегося рта и вышить ее красной нитью. Можно вышить рот швом "вперед иголку" или стебельчатым швом.
8. Из желтых, белых или любых светлых ниток сплести три длинных косички. Скрепить косички нитками по центру, получится "снежинка". Пришить косички с обратной стороны круга.
Если в результате вашей работы получится симпатичное солнышко, то вы не зря провели время.

"Домовёнок".
1. Вырезать квадрат из мешковины или любой неяркой, однотонной ткани. Сторона квадрата 20 см.
2. В центр квадрата положить вату или любой набивной материал. Ваты должно быть столько, чтобы колобок получился плотный. Соединить противоположные углы квадрата к центру и стянуть их шпагатом или любым тонким, но крепким шнуром. Крепко завязать получившийся колобок.
3. Из маленького квадрата 5x5 см изготовить такой же колобок – это будет нос.
4. Из шпагата нарезать отрезки длиной 4 см, количеством 10 – 12 штук. Связать их посередине – получатся усы.
5. Пришить нос по центру колобка, ниже под носом приклеить усы.
6. Из цветной клейкой бумаги вырезать глаза, из белой – подглазники, из черной – зрачки.
7. Из шпагата сплести две косички – это будут руки и ноги. Руки длиной 15 – 20 см, ноги – 25 – 30 см.
8. Руки приклеить вокруг колобка, а из ног сделать восьмерку и приклеить на дно.
9. Чтобы домовёнок был еще красивее, можно украсить его цветочком или ленточками.

Лагерь XXII века
Познавательная ролевая игра проводится для всего лагеря с предварительной подготовкой детей и последующей защитой своих проектов.
В каждом отряде создается "творческая мастерская". Представитель отряда получает закрытый конверт с одной из тем:
• "Архитектура и дизайн лагеря".
• "Молодежная мода в лагере".
• "День самоуправления в лагере".
• "Режим дня в лагере".
• "Воспитатели и вожатые" и т.д.

Отряды необходимо обеспечить всем реквизитом: бумагой и ручками, макетами, рисунками, магнитофонными записями и т.д. Отряд за 2 дня разрабатывает свой проект, готовит защиту проекта в творческой форме (элементы театрализации, звуковое оформление, видеофильмы), обоснование и необходимые наглядные пособия: макеты, плакаты, схемы, рисунки, звуковое оформление.
Каждая творческая мастерская представляет на обсуждение свой проект (10–15 мин). Зрители и члены "ученого совета" (жюри) задают вопросы по проекту. "Ученый совет" подводит итоги и вручает дипломы победителям.
На подготовку проекта не следует давать более 2-х дней, т.к. интерес ребят гаснет.
В "ученый совет" входят не менее 7–9 человек. Это могут быть представители администрации лагеря, медицинские работники, воспитатели, родители.
Старшие отряды могут делать свой проект самостоятельно, без помощи вожатых и воспитателей. При работе с младшими детьми желательно, чтобы с каждым отрядом работал кто-то из старших ребят или вожатые, иначе все проекты могут получиться слишком простыми.
При вручении дипломов победителям "ученый совет" аргументировано оценивает работу всех "творческих групп".


"Олимпийские игры"

(Спортивно – ролевая игра)
Игра проводится в форме праздника – путешествия.
Подготовительная работа:
• Эмблемы для каждого вида спорта;
• Импровизированные "туники", женские греческие одежды и т. д.;
• Подготовить пятиборье:
- марафон (разметка дистанции, финишная лента);
- метание;
- прыжки в длину (определить место);
- борьба (можно использовать игру "хвосты" или "петушиный бой");
- бег колесниц ("бег тройками": один участник игры сидит на руках, сцепленных двумя другими игроками).
• Факел, табло для записи результатов, оформление стадиона, техническое обеспечение (микрофон, колонки, мегафон).
• Задания отрядам – подготовить команду атлетов (для каждой команды – свой цвет ленточек, повязанных на голове).
• Изготовить призы (веники из "оливковых веток").

Организаторы и действующие лица:
Распорядитель – отвечает за проведение олимпиады (зам. директора лагеря по воспитательной работе);
Ведущий – комментатор хода олимпиады;
Жрицы (в соответствующих костюмах) в честь которых проводятся игры (3 – 5 человек).
Группы, обслуживающие каждый вид спорта в соответствующих костюмах (тогах).
Помощники у табло с результатами.

Ход праздника
• Общее построение отрядов – участников олимпийских игр.
• Оглашение начала Олимпиады, объяснение правил и призыв к началу игр.
• Жрица огня зажигает факел.
• Вслед за жрицами, несущими факел, идут атлеты, затем зрители занимают свои места вокруг стадиона.
• Стартуют марафонцы с места сбора.
• Метание диска ("летающей тарелки"): вначале – отборочный тур (по две попытки), затем – финал (по две попытки).
• Прыжки: вначале – отборочный тур (по одной попытке), затем – финал (по две попытки).
• Борьба: 1 / 4 финала – 8 человек, 1 / 2 финала – 4 человека, финал – 2 человека.
• Состязание колесниц: от каждой команды бежит "тройка" (тот, кто сидит на руках, должен быть легким).
• На табло в течение всего хода Олимпиады фиксируются результаты. Комментатор их оглашает. В конце соревнований судьи подводят итоги и вывешивают конечные результаты.
• Праздник, посвященный победителям, продолжается на сцене: исполняется танец "Сиртаки", песни, посвященные спорту. Проводится награждение победителей венками и грамотами.

Список литературы:

1. Энциклопедия для детей «Всё о географии», ЗАО компания «Махаон» 2000.
2. Детская энциклопедия «Праздники», Филипп Стил, ЗАО «Премьера», ООО «Издательство Астрель», 2001.
3. Журнал « Чем развлечь гостей», г. Курган 2004, 2005.
4. О.Н. Казак «Путешествие в страну игр», 1997.
5. Малый атлас мира для школьника «АКМА-ПРЕСС», 1999.
6. Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
7. Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития: Академия, Кє: Академия Холдинг, 2001.
8. Деревянко Н. С., Трошкова А. Ю. Мягкая игрушка: Игрушка в подарок. – М.: Изд-во Эксмо; СПб. : Валери СПД, 2003.
9. Иванов А. В. Игры и праздники в образовательной средней школе: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005.
10. Игры и упражнения по социальной адаптации школьников. СЕРИЯ " В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами", Издательство "Эфлакс", 2003.

Над сборником работали: Кузнецова В. П. – директор Погорельского ДДТ,
Гапонова Н. Л. – методист Погорельского ДДТ,
Поспелова Н. Л., Степаненко Л. Л., Устиновайте И. В.,
Истомина Ж. В., Федотова Н. И. – педагоги дополнительного образования Погорельского ДДТ.
Редактор – составитель: Поспелова Н. Л.
МОУ ДОД Погорельский Дом детского творчества г. Шадринск