Сценарий "Вертепные представления и царь Ирод"

 

Разноцветный мирЭлектронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Вертепные представления и царь Ирод

Заметным явлением в народной культуре ряда мест России были вертепные представления, имевшие в истоке своем религиозное назначение, но с течением времени превратившиеся в подлинно народный театр.
Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, и с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и пастухов, о жестоком вифлеемском царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев, среди которых должен был находиться новорожденный Христос.
Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Такое наименование закрепилось за театром этого типа потому, что, по библейскому мифу, лежащему в основе рождественского представления, Мария, Иосиф и только что родившийся Христос скрывались в пещере по пути из Иордании в Египет, предупрежденные о злом умысле Ирода.
Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного, двух или даже трех этажей (чаще всего встречались двухэтажные вертепы). Сторона домика-ящика, обращенная к зрителям, завешивалась материей или закрывалась ставнем. Во время представления занавес раздвигался, ставни открывались. Деревянные куклы высотой восемнадцать—двадцать сантиметров, раскрашенные или в матерчатой (реже в бумажной) одежде закреплялись на стержнях и двигались по прорезям в полу. Верхний этаж отделялся от нижнего двумя досками, лежащими горизонтально. Первая из них есть потолок нижнего этажа, а вторая пол верхнего. Пустое пространство между ними заклеено бумагою со стороны зрителей и открыто сзади. В него помещает артист руки свои и водит куклы, для чего на обоих полах прорезаны дорожки насквозь, а чтобы их не видно было, полы покрыты заячьим мехом, густая шерсть которого представляет всю площадку сплошною. Кукольник сам говорил за всех персонажей, меняя голос. За ящиком, кроме него, размещался хор и музыканты.
В русской традиции вертепа религиозная часть вообще не занимала большого места (хотя немногочисленные собиратели прошлого записывали подробно именно эту, каноническую мистериальную часть), с течением времени она все больше и больше оттеснялась разрастающейся светской, комедийной половиной, где одна за другой в свободном порядке следовали бытовые и исторические, шуточные и сатирические сценки, иногда демонстрировались просто танцы кукол раз¬ной национальности или марширующие солдаты.
Известно, что в Россию вертепные представления проникли двумя путями - из Украины и из Белоруссии.
Вертеп был одинаково популярен как у бедных, так и у богатых, и разыгрывался солдатами и казаками.

Ирод восседает на троне; к нему являются. Три волхва, которым он повелевает на обратном пути из Вифлеема явиться с подробностями о рождении Спасителя. Ирод напрасно ждет волхвов и в раздраженном состоянии духа обращается к своему Воину:
Воин мой, воин,
Воин вооруженный,
Стань передо мною,
Как лист перед травою,
И слушай мои приказания.

ВОИН (входит).
О, грозный царь Ирод,
Почто своего верного воина призываешь
И какие грозные приказы повелеваешь?

ИРОД. Поди в Вифлеем и избей всех младенцев от двух лет и ниже.

ВОИН (уходит и возвращается обратно).
О, грозный царь Ирод!
По твоему приказу
Я сходил в Вифлеем
И избил всех младенцев
От двух лет и ниже;
Только одна старая баба Рахиля
Не дает своего дитенка бить.

ИРОД. Приведи ее сейчас сюда.
Воин уходит в одно из боковых отделений вертепа и тотчас приводит Рахиль в черном с головы до ног одеянии с ребенком на руках, жалобно пищащим.

ИРОД. Как ты, старая баба Рахиля, смеешь не давать своего дитенка бить моему верному воину, когда я это приказал?

РАХИЛЬ (воет). Да он же у меня один, да такой маленький, да от него никому нет зла!

ИРОД. А, дак ты мне еще смеешь грубить? (Воину.) Коли ее ребенка!
Воин закалывает отчаянно кричащего ребенка.
Рахиль заливается слезами.

ХОР (за кулисами).
Не плачь, не плачь, Рахиля,
Твое дитя цело.
Оно не вмирало,
А отцветало.

ИРОД (обращаясь к воину). Гони отсюда старую бабу!
Воин прогоняет ее в одну сторону, а с противоположного хода является Отшельник.

ОТШЕЛЬНИК. О Ироде, Ироде,
Полно тебе грешити,
Пора смерти просити.

ИРОД (зовет Воина).
Воин мой, воин,
Воин вооруженный,
Стань передо мною,
Как лист перед травою,
Слушай мои приказания!

ВОИН (с мечом входит и останавливается перед Иродом).
О грозный царь Ирод,
Почто своего верного воина призываеши
И какие грозные приказы повелеваеши?

ИРОД. Прогони отсюда сего старого бродягу!
Воин прогоняет Отшельника в одну сторону, а с другой стороны является Смерть с косою и начинает речитатив.

СМЕРТЬ. О Ироде, Ироде,
Полно тебе грешити,
Пора смерти просити!
Ирод в ужасе, быстро и порывисто встает на троне.

СМЕРТЬ.
Вот я к тебе пришла -
Настал твой смертный час:
Склони твою голову на мою косу.

ИРОД (просит отсрочки). Дай отсрочки один год!

СМЕРТЬ. Ни на один месяц!

ИРОД. Дай на один день.

СМЕРТЬ. Ни на один час!

ИРОД. На одну минуту.

СМЕРТЬ. Ни на одну секунду!

Ирод покорно склоняет голову на косу. Смерть, отрубив голову, плавно удаляется. С другой стороны вбегают Черти с визгом и хохотом, окружают тело Ирода и под предводительством огромного черта тащат тело в сад.

ХОР (изображает кипение адской смолы). Жж.. .Зз... Сс...