Статьи. Сергей Хилат

Родился 30 апреля 1961 года в посёлке Ленина, Джетысайского района, Сырдарьинской области, Узбекистан. Автор-исполнитель замечательных песен, военный музыкант.

Сайт Сергея Хилата
Скачать музыку Сергея Хилата

Ода гитаре

"БЕЛЁВСКАЯ ПРАВДА" (2003 год)
Автор - Л. Галкина

Сергей Хилат
Висит гитара на стене.
Застыли звуки.
Ее когда-то в тишине
Ласкали руки...

Быть может кто-то ей вверял
Души порывы.
Ей приходилось унимать
Сердец надрывы.

Она послушною была.
Сестра рассвета.
В объятьях нежилась она -
В руках поэта...

То соловьем поет, а то
Дрожит натужно...
Настрой гитару, приголубь -
Ей это нужно!

Именно она, гитара, нежданно-негаданно для совсем еще юного тогда, двадцать лет назад, Сергея Хилата стала его верной подругой, открыла совершенно иное в оживающей весенней степи...

Он родился здесь от русских матери и отца. Их встреча произошла совсем как в кино. Отправился поезд с перрона. Замелькали за вагонным стеклом дома, домишки, мосты, потом поля, леса... Приятный рааговор молодой парочки, познакомившейся только что в поезде, должен был вот-вот оборваться. Девушке скоро выходить. Но она такая милая, что юноша не в силах смириться с непоправимой потерей и решается на отчаянное предложение. К его удивлению и радости она соглашается. И впереди у них долгие счастливые годы в Узбекистане, куда он ехал вместе с сотнями других русских поднимать степные земли...

В их доме для гостей двери не закрывались ни днем, ни ночью. И все время звучала и звучала музыка. Пели и играли на инструментах гости и родственники, схватывая на лету полюбившиеся мелодии, лившиеся из репродуктора и из домов соседей-узбеков. И их сын с первых дней своего прихода в этот мир впитывал в себя эти чудесные звуки. Расцветала как алый, трепетный мак в степи, его чуткая юная душа...

Его стихия

В юности я мечтал о романтике далеких путешествий, - задумчиво улыбается Сергей Васильевич Хилат. Услышал испанца Пако де Лусия и понял, что музыкальная стихия - моя стихия. И это было нежданно-негаданно, как удар грома среди зимы. Правда, первое озарение случилось у меня еще в школьные годы. Помню, как слушая модные записи или, что называется, "вживую" какие-нибудь молодежные шлягеры, я объяснял сверстникам, как в мелодии звучат бас-гитара или ударные инструменты. Но они меня не понимали, только посмеивались.

А когда я овладел инструментами, мне захотелось большего. Постепенно выучился игре на клавишных, ударных и духовых (даже на саксофоне). Потом пришла потребность сочинять музыку. Порой приснится мне какая-нибудь мелодия и при пробуждении не успокоюсь, пока не запишу. А за мелодиями "потянулись" стихи, которые так же до тех пор будут мучить меня изнутри, мучить мою душу, пока я не сяду, и не запишу их. Причём "застают" в самых неожиданных местах.

Когда овладел инструментами, меня пригласил руководить ансамблем в Белевский Дом культуры тогдашний директор Владимир Алексеевич Кувалдин. С1984 по 89 годы я руководил группой "Ритм" и попутно ансамблем "Иллюзия". Прекрасные рядам были ребята: Александр Некрасов, Александр Пихур. Мы самозабвенно играли свои собственные произведения. Очень любили джаз. Обожаю джаз до глубины души. Не пропускаю ни одного концерта по радио или телевидению. Это для меня - самый лучший отдых.

Петь начал тоже как бы пробуя силы, и обнаружил, что у меня довольно большой диапазон и есть возможность варьировать тембрами (от баса до фальцета). Когда-то пытался (и успешно) брать "соль" второй октавы. Но не хочу хвастать, что обладаю каким-то особенным голосом. Он у меня, я бы сказал, камерный, домашний. Вот почему больше всего обожаю петь под гитару. Ее всегда можно носить с собой и доставлять приятные минуты друзьям и знакомым.

Был момент, когда почти решил поступить в консерваторию на композиторское отделение. Но в заочной форме обучения не было.

Сергей Хилат

Несколько лет назад в телевизионном конкурсе "Виктория" его группа "Ребус" заняла второе место . Тогда с экранов телевизоров мы видели своих любимцев Сергея Хилата, Геннадия Сергеева, Виталия Поречина и Петра Гончарова (к сожалению, безвременно ушедшего из жизни) и очень за них переживали. Как рассказал Сергей, это были замечательные три дня на телевидении, где наши музыканты смогли работать на профессиональной аппаратуре и познакомиться со сложной "кухней" телестудии.

Неоднократно ансамбль занимал высокие места на областных конкурсах. И даже получил в 2001 году приз зрительских симпатий.

Коллеги и друзья Сергея Хилата: Виталий Поречин и Геннадий Сергеев записали альбом песен собственного сочинения. Но, к сожалению, у них нет средств, чтобы издать его. Как нет их и у Сергея, чтобы опубликовать свои стихи и песни.

Музыкантов в военной форме любит, пожалуй, весь наш город. "Ребус" - непременный участник всех общегородских мероприятий и концертных программ. А Сергей Хилат любим белевской интеллигенцией как поэт-бард с присущим только ему глубоко философским видением музыкальных и поэтических образов. В его стихах и песнях сквозит легкая грусть, но все же для радости и жизнелюбия он отводит большую часть своей души:

Сергей Хилат Я радуюсь тому, что жизнь прекрасна,
Что зацветает белая сирень,
Что хмурое, холодное ненастье
Сменяется на ясный теплый день.

Я рад семи ветрам, дыханью лета,
Заботливой, манящей тишине.
Тому, что от заката до рассвета
Горит звезда в небесной вышине...

ВИВАТ, СЕРГЕЙ ХИЛАТ!

22 июня 1995г "БЕЛЁВСКАЯ ПРАВДА" (№73)

ЭТОТ голос может быть, как модно сейчас в некоторых кругах говорить, «совковым», рок-н-рольным, романтически - подворотным. Он мог быть шестидесятным и цыгански-сентиментально-надрывным. Он может патриотическую песню, и «хаву-нагилу», может и блюз, он может выбить из слушателя слезу мелодраматическим романсом, поразит мастерством игры на акустической гитаре, заставит смеяться и восторгаться над имитацией армстронговского хриплого баса. Он без устали часами колдует над струнами гитары волшебными пальцами (и вспоминаешь при этом пот над отрешенно-красивым лицом выдающегося гитариста Пако де Лусия, творчество которого он — этот музыкант—в свое время очень серьезно изучил).

По-моему, он может все. Да что «по-моему!» Вспомните премьеру «Маленького принца» по Антуану де Сент-Экзюпери в Белевском народном театре — музыка к спектаклю была его собственная, причем чудесная музыка, даже как-то странно было опознавать: вот передо мной давно знакомый человек, и вдруг — композитор... И стихи, и мысли, и чувства — все серьезно, все свято. И этот человек — Сергей Хилат. Певец, артист, музыкант, гитарист, да и вообще — просто Сережа, творческий, интересный, неоднозначный человек.

РОК не остсрвенело-децибельный, а так, «под сурдинку», полуголосом, не под визг, а под шепот гитары, не концертный номер, а фон дружеского разговора, где вдруг кто-то в обшей беседе выхватывает музыкальную фразу Сережиной гитары, уловив знакомую мелодию, и неостанаввливаясь на полуфразе пытается подпеть или просто шелкнуть пальцами в ритм. А он, не обращая внимания на «массовку», весь в своей музыке, загадочно улыбается... Этот непонятный, весь в себе, в своем творчестве человек, непредсказуемый, во многом закрытый, несмотря на внешнюю открытость н приветливость.

Если бы вы видели, как он объяснял несведущему человеку, что означает музыкальный термин «синкопа». Это был блеск! Это был театр одного актера, от увлеченности которого темой буквально наэлектризовывался воздух.

Однажды я делала на радио передачу по поводу юбилея выдающегося русского поэта Анны Ахматовой. Жена Сергея, Наташа, должна была читать стихи, а он гитарной импровизацией создавал, скажем так, эмоциональный фон, делал тему. В тесной радиостудии — жуткая духота, ватный воздух, и нужно не более семи минут записать на, простите, катушечный «чемодан» по имени «Темп», без кассетного магнитофона, поскольку запись будет чище. Работали практически без репетиции. Просто пришли Наташа с Сережей и с гитарой, ну, и сразу в студию. И пошли в эфир стихи Ахматовой, которые читала Наталья Хилат, рефреном к ним шла гитарная импровизация Сергея. Микшер не понадобился — Сережа четко улавливал поэтические нюансы, и звук его гитары то почти исчезал, то усиливался в паузах. Никогда прежде я не видела такой слаженности и взаимо-понимания в работе, такого изысканного мастерства, где стихи и музыка были единым целым.

9 МАЯ нынешнего года. Пятидесятилетие Победы. Факельное шествие на главной площади Белева. Из динамиков — женский печально-торжественный голос: «О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, — помните!» И взмывает над площадью мелодия, рвушая душу (простите, скептики, за выспренность слога, но это было действительно так). Праздничный фейерверк, жутковатые факелы, напоминающие о войне, моросящий дождик (будто «праздник со слезами На глазах»), и эти слова, звенящие над площадью: «Убейте войну, прокляните войну, люди земли!»

Фонограмму этой трансляции делали, так сказать,незримые работннки культуры: Сергей, Наталья Хилат, Людмила Бешенцева. Посмотрите видеозапись этой части праздника, и вы согласитесь со мной, что сделано было это на высоком профессиональном уровне. В СВОЕ время, в эпоху, скажем так, правления в доме культуры В. А. Кувалдина, Сергей Хилат занимался с подростковым вокально-инструментальным ансамблем, вел кроме того кружок по обучению игре на гитаре. Как же любили Сережу его подопечные! Помню, после одной из чисто профессиональных разборок он обвинил ребят в несерьезности и халатности, психанул и сказал, что больше не будет заниматься с ними, и все такое... Прав был он или не прав — не мне судить. Разошлись все взвинченные, с осознанием правоты с двух сторон («ну, и пусть, ну, и не надо»). А поутру, идя в музыкальную комнату ДК. он увидел всех своих ребят, молча сидящих на корточках вдоль стены коридора... Ждали его...

Не буду здесь излагать те дифирамбы, восторженные фразы, объяснения в любви и поклонении его бывшей воспитанницы по ВИА дома культуры тех лет — это просто будет шквал восхищения и преклонения, и я уже не смогу называть его далее Сережей. После всех этих высказываний — только Сергей Васильевич.

Так же, с тем же эмоциональным накалом отзывается о нем Александра Семеновна Уланова, директор дома творчества, где Сергей несколько лет работал с ее подопечными.

Да где только не приходилось работать! Не хочу сейчас вникать в причины, искать суть того, почему талантливый человек, избр-ший своей родиной Белев, стал в какой-то степени здесь невостребованным. Ушел из официальной местной культуры, пел даже в одно время в гостиничном ресторане несколько лет назад. Не один, вместе с друзьями. Причем очень хорошо они работали. Не только на профессиональные щедро отмечаемые праздники, «он на полупустой и даже пустой зал. И для вокзальной, так сказать, девушки, собирающей остатки спиртного из фужеров и стаканчиков по столам, и для одиноко танцующего посреди зала пьяного идиота. Даже в таких ситуациях не халтурили ребята. Они на маленькой сцене ресторана жили в своем собственном мире. Они просто работали. Просто пели. Просто делали свое дело честно. На любую аудиторию. С Хилатом вместе были Игорь Логвинов и Вячеслав Романовский. Они и сейчас вместе, только несколько за пределами Белева в какой-то степени. Это уже группа «Пилигрим» Белевского гарнизона. Четвертый в группе — Геннадий Сергеев. И поют они уже не в джинсах, а в военном камуфляже.

Серёжа не знает, что я сейчас сижу на кухне при желтом свете уютного светильника и пишу про него. Как-то раз на этой кухне, совершенно случайно, по-московски, забрели они с Наташей, женой, ко мне в гости. И был концерт, звенела гитара, и полусумрачное пространство тесной хрущевской кухоньки расширялось этим теплым голосом, чудесными мелодиями. Недавно в одной на телевизионных программ кто-то дал блюзу такое определение: «Блюз — это когда хорошему человеку плохо». Об этом можно, конечно, спорить. Однозначно, но все же, но все же..

Как нежен н грустен этот элитый ритм, как он совпадает со струнами нашей души... Вслушайтесь. В блюзе нет места зависти и злобе, нет жажды мести и обвинения. А есть любовь размышление, есть неожиданность и покой, усталость и печаль, ирония и шутовство. Впрочем, об этом можно поговорить с Сергеем, в Белеве пока нет равных ему в блюзовых ннтер-претациях — и голосом, н на струнах. Вот умеет, черт возьми, плетет тонкое музыкальное кружево, на полутонах и без крика, и хочется отчего-то плакать, хочется стать лучше и чище. Что самое странное — полушутя он это делает, в общем-то, не всерьез, без многозначительного надрыва. А ведь все равно «достает», говоря тинейджеровским сленгом.

Никто не верит, что шестиструнную акустическую гитару он Взял в руки в 22 года, а до того, еще в школе, играл в ансамбле на бас-гитаре. Ну, и пошло, поехалo. Однажды знакомый музыкант там, в Узбекистане, где Сергей жил преждe, показал ему композицию "Дым над водой" группы "Дип Пёрпл" (о, несравненный гитарист Ричн Блэкмор!). Это потрясло. Но, опять же говоря сленгом, «прикололся» на композиции той же группы «Звезда автострады». С тех 'пор—тяготение к серьезной популярной музыке, к року, неприятие частушечных ритмов. В репертуаре «Пилигрима» — произведения сильнейших мастеров отечественной и зарубежной поп-музыки, а если конкретно—группа тяготеет к мелодике провинциальных кварталов.

Из нашей беседы с Сергеем:

«Что есть музыка? Индивидуальное ли это понятие или массовое? Мост ли это между людскими душами или массовый фановскнй гипноз? Средство общения? Способ уйти от жестокости реального мира в иллюзорный?» И так далее, и тому подобное. Есть вопросы, нет ответов. Но. Бог мой, как интересно слушать человека творческого, талантливого, это так редко в наш век коммерциализации, легкодоступного примитива. Музыка приходит к нему неожиданно, она может появиться во сне, и он, проснувшись, идет на кухню (эта наша советская кухня...,), курит, записывает, потом бросает эти листки и забывает, но потом она всплывает неожиданно, на репетиции или на концерте, или в кругу друзей. Сережа рассказывал мне, как Берлиоз делал моментальные музыкальные портреты-экспромты своим знакомым. Если бы я была музыкантом, то написала бы портрет Хилата в блюзовом миноре с легким и случайным мажорным оттенком. Он хотел бы играть в оркестре, подобном оркестру Джеймса Ласта либо Поля Мориа. Несбыточная мечта. Но, думаю, у всякого человека должна быть несбыточная и высокая мечта. СЕРЕЖА завораживает и музыкой, и словом. Отрадно то, что еще есть люди, которые стремятся к высокому искусству, творчески состоятельные и талантливые, которые не гонятся за примитивом, а поют чью-то душу и судьбу, и слова их песен печальны и искрении, веселы и откровенны, интеллигентны и тонки. Пусть же живет это искусство, скрытое пока за бутылочными призами провинциально-наивных шоу. Оно возродится, я верю. Все будет хорошо, ребята, если живы еще эти хрупкие и не имеюшие ныне цены эстетические и нравственные категории, несколько оторванные от реальности, но в то же самое время неотделимые от нее. Поскольку разве не реальность наши мысли и чувства, заложенные в нас Богом и Природой?

Те, кто слышал музыку «Пилигрима». благодарны группе за то, что ребята умеют переложить наши душевные искания, наш тяжкий быт, житейские сложности, наши радости и короткие мгновения счастья в музыку, в высокие материи. И мы оттого чувствуем себя либо более понятыми, либо более комфортными. А посему — виват. «Пилигрим», виват, Хилат!

Инна ШУКЛИНА.

___________________________________

Прославил бригаду песней

19 января 2002г. "БЕЛЁВСКАЯ ПРАВДА"(№5)

Сергей Хилат

Замечательно, когда помимо автомата люди в военной форме берут в руки музыкальные инструменты. О талантливых музыкантах и певцах ансамбля "Ребус" в Белеве не просто хорошо знают. Их любят и взрослые, и дети.

Руководитель ансамбля Сергей Хилат помимо незаурядных музыкальных способностей обладает поэтическим даром. Его стихотворения и авторские песни наполнены верой в лучшие качества человеческой души, размышлениями о смысле жизни, любви, воинской дружбе.

Благодаря вокальным данным, артистизму и умению подобрать достойный репертуар, Сергей Хилат, Геннадий Сергеев и Виталий Поречин стали несомненными победителями многих песенных конкурсов, как региональных, так и всероссийских. Несколько лет назад ансамбль "Ребус" одержал блестящую победу на телевизионном фестивале солдатской песни.

Л. Галкина