Дополнительное образование. Детская театральная студия

| Главная страница | Сценарии |

Импровизация на уроках актерского мастерства в детской театральной студии

Халецкая Светлана Петровна, ГБОУ Гимназия № 148 им. Сервантеса, Санкт-Петербург

Г. А. Товстоногов был убежден, что импровизация должна стать ведущим принципом театрального творчества, и утверждал, что дар импровизации или природную к ней склонность можно и необходимо воспитывать. Когда дети начинают играть, им не нужен драматург, режиссер - все происходит спонтанно, легко, автоматически. В каждом из нас заложен дар импровизатора. А для будущих актеров это изначальная основа и суть их мастерства . Слова великого режиссера стали импульсом для написания данной работы, где я поделюсь опытом занятий по импровизации в детском театральном коллективе.

Театральная энциклопедия дает толкование понятия импровизации как сценической игры, не обусловленной точным драматическим текстом и не подготовленной на репетиции.

Как развивать дар импровизации у юных артистов? Каковы условия, способствующие возникновению импровизационного самочувствия, и что же именно является стимулом для возникновения импровизации? Думается, что таким пусковым механизмом, прежде всего, является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода. Игра, в которой импровизационное действие переведено в мир воображения, — это интенсивный способ познания мира. Как форма поведения она способна определять и совершенствовать творческие возможности ребенка и является одним из наиболее эффективных инструментов освоения культуры и формирования сознания. В современной педагогике и психологии театральные или ролевые игры являются интенсивным обучающим инструментом в работе с детьми . Известно, что в атмосфере игры легче усваиваются родной и иностранные языки, основы математики, музыкальной грамотности, физической культуры, пластики и т. д. В нашем случае игра – импровизация – основа обучения студийцев актерскому мастерству.

Навыки участия в упражнениях-импровизациях направлены на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса.
Для начинающих существует комплекс упражнений «Приготовишки»,
благодаря ему ребята учатся делать первые шаги из мира реального в мир вымысла, пытаются оплодотворить своим воображением знакомые бытовые предметы и придумать для них новые роли. Нужно сказать, что упражнения со стулом таят в себе неограниченные возможности для развития ассоциативного мышления.

Вот примеры некоторых заданий:
1.Цепочка ассоциаций «на что похож стул?» Первый участник предлагает свой вариант, например тачка. Второй повторяя первую ассоциацию, добавляет свою, например стиральная машина и т.д. до последнего участника. Здесь непременно должен присутствовать соревновательный момент. Участник, забывший при повторении одно из звеньев цепочки, выбывает.

2.Усложняем действием ассоциативную цепочку. Теперь нужно выйти из полукруга, назвать свою ассоциацию и обращаться со стулом, как с тем предметом, на который он похож, например с холодильником. Каждый следующий участник должен повторить ассоциацию и действие с предметом и добавить свой вариант. Условия соревнования те же.

3.Меняем положение стула, например, вверх ножками, на боку, спинкой к зрителям, или вообще на столе. Нужно найти и совершить действие, оправдывающее положение стула. Стул вверх ногами, потому, что его вытирают или ремонтируют, или красят.

4.Придумать и оправдать действием, где стоит стул? У кабинета зубного врача, в музее, в магазине и т.д.

5.Одини из участников принимает какую-либо позу на стуле. Предположим, встает на него и поднимает руки вверх, или садится, наклоняется и опускает руки вниз, или встает на колени и прячет голову под стул и т.д. Нужно найти действие, оправдывающее эту позу. Стою на стуле, потому что меняю перегоревшую лампочку, сижу, наклонившись, потому, что завязываю шнурки, голова под стулом – собираю рассыпавшиеся бусы.

Далее подключаются задания по словесной импровизации, где дети учатся говорить один и тот же текст (скороговорку) в разных ситуациях: на морозе, с кашей во рту, в сонном состоянии, догоняя автобус и т.д., рассказать скороговорку на «собачьем», «коровьем», «лягушачьем» языке. Далее задание предполагает рассказ скороговорки с историей. Например, скороговорку «Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила. Ей без мыла было мило» предлагается рассказать от имени мамы, Милы или мыла, рассказать как очень смешную или очень грустную историю, как отчет следователя, как сплетню, как страшилку и т.д.

Более сложный тип словесной импровизации это импровизация на какую-нибудь необычную тему, например «Собачий футбол» или «Лягушка-певица», когда студиец по сигналу руководителя начинает рассуждения вслух на предложенную тему. Каждый из присутствующих должен быть готов продолжить.

Следующий вид упражнений это игра- импровизация на ассоциации. Мы называем ее «Шерлок Холмс». Присутствующие загадывают «преступника», а сыщик имеет право задать каждому по одному вопросу на ассоциацию типа «если бы этот человек был цветком, то каким? Птицей, рыбой, животным и т.д.» По совокупности ответов сыщик должен вычислить «преступника».
Ассоциативная цепочка со стулом может проводиться на какую-либо другую тему. Предположим, тема «Школьные принадлежности». Дети сидят в полукруге. Первый участник изображает какой-либо школьный предмет: линейку, ластик, тетрадку, пенал, карандаш…Второй должен повторить показ первого участника и добавить свой предмет и так до последнего участника. Выбывает тот, кто забыл или не правильно показал одно из звеньев цепочки.

Упражнения на импровизацию с музыкой предполагают небольшие этюды на оправдание пространства соответствующего характеру музыки, сочинение необычного танца , например с подушкой, с чемоданом, со шваброй.
Сказка-импровизация – определенный этап в обучении, так как в показе студийцы участвуют все вместе. Берем любую знакомую сказку, например «Теремок». На отдельных листочках выписываем всех героев сказки, включая деревья, ведра, речку и т.д. Дети тянут бумажки с ролями. Ведущий читает сказку, все герои «оживают». Сюжет может меняться по ходу представления, обрастая новыми подробностями и шутками.

В заключении хочется сказать, что навыки участия в упражнениях-импровизациях способствуют укреплению межличностной коммуникации, стимулируют проявление спонтанного поведения, учат управлять процессами восприятия, развивают эмоциональный интеллект.