Организаторам школьных вечеров

Что нужно знать организаторам школьных театрализованных вечеров

Опарина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного педагогического института, член Союза писателей России

Театрализованный вечер как вид досуга
Понятие “вечер” сложилось как синоним приятного и интересного коллективного проведения времени, чаще всего в вечернее время. Постепенно этим словом стала обозначаться разновидность театрализованного тематического мероприятия.
Театрализованные вечера можно классифицировать по трем основаниям:
• содержательному;
• структурному;
• жанровому.

По содержательному основанию их можно разделить на следующие виды:
• вечер социально-значимого содержания;
• вечер, посвященный юбилею;
• вечер по итогам какого-либо мероприятия;
• литературные, музыкальные, спортивные и другие тематические вечера;
• развлекательные вечера.

Если рассматривать вечера с точки зрения анализа их структуры, то целесообразно деление на:
• вечера тематической направленности;
• информационные вечера;
• вечера отдыха.

При проведении тематического вечера акцент делается на использовании самых разнообразных средств и приемов выразительности. Это могут быть и поэзия, и музыка, и кинофрагменты, и хореографические номера. По сути тематический вечер представляет собой спектакль. Поэтому к его подготовке следует относиться как к постановке спектакля.
В отличие от тематического вечера, который обращен к чувствам участников, информационный вечер в большей степени ориентируется на мышление присутствующих. Он не требует подготовки большого количества инсценировок, и поэтому время на подготовку такого вечера незначительно.
Вечера отдыха в школе чаще всего бывают игровыми, развлекательными. Однако в их сценарии может включаться познавательная информация.
Жанровое основание характеризует вечер с точки зрения формы представления на нем материала. Например, вечер-хроника предполагает демонстрацию хронологии какого-либо значимого для школы события или особого достижения. На каждом из этапов такого вечера происходит соотнесение конкретных событий с временем. Жанр вечера-портрета предполагает рассказ о судьбах нескольких или одной значительной личности. Такой вечер характерен эмоциональной приподнятостью, взволнованностью интонации его участников, обилием средств выразительности. Вечер-рассказ строится по типу повествования о чем-либо.

ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВЕЧЕРА
Первой особенностью вечера, отличающей его от концертов, композиций и других массовых мероприятий, является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации аудитории. Чаще всего используются прием новизны и эффект соучастия. С помощью приема новизны аудитория легче воспринимает новые факты, сведения и т.д. Эффект соучастия зрителей появляется в том случае, если они вовлекаются в беседу, конкурс, пение, игру и т.д. Этот прием целесообразнее всего использовать в не терпящей пассивной формы поведения детской и молодежной аудитории. В результате зрители становятся активными участниками действия.
Для достижения целей вечера его организаторы используют множество различных приемов активизации аудитории, таких как:
• массовое исполнение песни, танца, игры и др.;
• включение в действие “подсадного” героя;
• обращение зрителя к участникам вечера по микрофонам, установленным в зале и многое другое.

Второй особенностью вечера, отличающей его от концерта и театрализованного представления, является включение в сценарий деталей, фактов и материала “местного” значения. Это могут быть и документы, и выступления реальных героев со свидетельствами в качестве очевидцев того или иного события.
Необходимо учитывать, что вечер, подготовленный для аудитории определенной школы, очень трудно “оторвать” и “пересадить” в другие условия без поправок и потерь. Каждый театрализованный вечер интересен и актуален именно в конкретных условиях, для определенной аудитории.
При организации школьного вечера необходимо обратить внимание на применение разнообразных приемов воплощения собранного материала. Они представляют собой художественно-образный комментарий к звучащим со сцены документальным фактам.
Природа театрализации - в создании особой зрелищно-игровой ситуации. Она акцентирует внимание на эмоциональной стороне действия. Отсутствие приема театрализации сделает вечер бесцветным и неинтересным. Но и применение различных приемов, которые не “состыкуются” с содержанием и основной идеей вечера, не украсят его. Например, нельзя говорить о серьезных вещах и насыщать действие легковесными шутками, розыгрышами и пустыми красивыми эффектами. Многие моменты в подборе приемов диктует и возрастной состав аудитории.

ДРАМАТУРГИЯ ШКОЛЬНОГО ВЕЧЕРА
Необходимо помнить, что любой школьный вечер выстраивается по драматургическим законам на основе сценария или сценарного плана. Основным законом, которым следует руководствоваться при написании сценария или сценарного плана - обеспечить развитие театрализованного действия по нарастающей, что позволит повысить интерес к нему зрителей.
Все тематические вечера требуют детального сценарирования. В основу сценария как правило закладывается информация о судьбе конкретного человека, описание какого-либо события. В сценарии вечера могут быть использованы:
- выступления героев вечера;
- оглашение официальных документов (приказов, указов и др.);
- чтение эпистолярных документов (писем, дневниковых записей и т.п.);
- представление фотодокументов и кинодокументов из личных и государственных архивов;
- демонстрации карт, схем, планов.
Однако он не должен быть перенасыщенным документами или художественными материалами. В противном случае вечер становится скучным.
Сценарий чаще всего состоит из отдельных эпизодов. Каждый из них подчиняется единой теме и идее, а также имеет свою законченную структуру. С точки зрения драматургической постановки материала каждый эпизод должен “быть на своем месте”. Поэтому сценарий вечера содержит экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал. Однако наряду с сюжетной организацией действия может быть использована и бессюжетная, то есть дивертисментная организация.
Действие вечера, которое развивается по нарастающей, невозможно организовать без конфликта. Если даже весь материал, собранный для сценария вечера, бесконфликтен, то следует заняться моделированием конфликта. Например, конфликтом вечера, посвященного юбилею школы, может стать борьба его героев со всевозможными препятствиями и трудностями на пути к сегодняшнему успеху и торжеству.
Сценарный план - это зафиксированный в определенной последовательности краткий перечень различных выступлений, концертных номеров и т.п., которые составляют основную программу вечера. Он используется на вечерах, не требующих для их ведения подробного сценария. К таким мероприятиям можно отнести вечера вопросов и ответов, танцевальные вечера.
Существенным компонентом вечера может стать и разнообразная зрелищная программа, включающая художественные номера, кинофрагменты и т.д. В зависимости от тематики вечера меняется характер зрелищности. В танцевальных - больше танцев и музыки, в тематических вечерах преобладают театрализованные фрагменты и киноматериалы, в вечерах отдыха - конкурсы, игры, музыка и танцы.

Организация вечера
После принятия решения о проведении в школе того или иного вечера следует тут же создать инициативную группу, ответственную за его проведение. Членам этой группы нужно:
• написать сценарий;
• выбрать учащихся, которые будут выступать, подготовить их к выходу на сцену;
• оформить зал, фойе, другие вспомогательные аудитории и классы, в которых будет проводиться вечер;
• провести рекламу вечера;
• подготовить афишу и пригласительные билеты.

Обычно у организатора вечера большую часть времени занимает подготовка выступающих. Их слова чаще всего принимает форму рассказа, интервью или ответов на вопросы.
Организаторам вечера важно знать:
• сколько времени займет каждое выступление;
• содержание выступлений участников соответствует развитию действия.

Все это может быть уточнено в процессе репетиций как с отдельными исполнителями, так и с творческими коллективами. После репетиций отдельных номеров проводятся сводные репетиции. Общими усилиями участники вечера создают своеобразную ткань сценического действия и его развитие. Репетиций должно быть не менее двух-трех. На них можно выяснить проблемы стыковки эпизодов вечера. Не рекомендую слишком долго репетировать тексты выступающих. Длительные репетиции приводят к исчезновению ощущения непосредственности у тех школьников, которые будут выступать на вечере.
Важно предусмотреть монтировочные репетиции, которые позволяют определиться со световым, музыкальным и другим оформлением действий. В заключении проводится генеральная репетиция (лучше, не одна, а две-три).
Последним штрихом в подготовке вечера является принятие решения о заполнении времени перед его началом, в антрактах (если таковые запланированы) и по окончании мероприятия.

© Журнал “Практика административной работы в школе”, № 1, 2005