Патриоты России

| Главная страница | Все сценарии |

Россия в XIX веке, патриоты Отечества. Интеллектуальный конкурс для старшеклассников

Гудков А.Н. , заместитель директора по научно-методической работе Угличского педагогического колледжа, Гудкова О.Н. , заместитель директора по экспериментальной работе средней общеобразовательной школы № 8 города Углича Ярославской области.

Интеллектуальный конкурс проводится для учащихся старших классов после изучения курса отечественной истории XIX века или в ходе недели истории. Конкурс может быть проведен в классе, на параллели, а также как районный или городской. При этом команд- участниц не должно быть больше пяти.

На уроке, посвященном подготовке к конкурсу, учитель информирует старшеклассников о предстоящем состязании, обращая их внимание на необходимость повторения биографий политических деятелей, представителей науки, искусства, путешественников, которые жили в XIX веке. Важно отметить, что отношение к этим деятелям может быть неоднозначным, но каждый из них по-своему служил Российскому государству и его народу.

Рекомендуя не ограничиваться материалом учебника, учитель знакомит школьников с литературой, которая поможет им при подготовке к конкурсу. Кроме того, в содержание заданий включается краеведческий материал (в представленном варианте конкурса это вопросы №№ 3, 10 и 13).

По аналогии может быть проведен конкурс, посвященный истории Отечества в XVII, XVIII и других веках.

Положение о конкурсе для учащихся общеобразовательных учреждений Угличского муниципального округа “Россия в XIX веке. Патриоты Отечества”

1. Общие положения

1.1. Конкурс “Россия в XIX веке. Патриоты Отечества” проводится для учащихся 10-х классов образовательных учреждений Угличского муниципального округа.

Задачами конкурса являются:
- создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- формирование у старшеклассников чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса к истории нашей страны;
- развитие у учащихся умений, необходимых для того, чтобы принимать участие в конкурсных испытаниях;
- выявление и поощрение учащихся, достигших высоких результатов в изучении отечественной истории.

1.2. Организатором конкурса выступает координационный совет, назначаемый приказом руководителя управления образованием муниципального округа.

1.3. К конкурсу допускаются участники, которые были своевременно заявлены образовательными учреждениями для участия в нем. Сроки подачи заявок определяются координационным советом конкурса.

2. Сроки и порядок проведения

2.1. Конкурс проводится на третьей неделе марта текущего учебного года.

2.2. В конкурсе принимают участие команды образовательных учреждений, каждая из которых состоит из семи игроков. Каждая команда делится на “теоретика” (один участник), “эрудитов” (три участника) и “знатоков” (три участника).
“Теоретик” — это учащийся, склонный к развернутому, аргументированному изложению своих мыслей по какой-либо проблеме, а также к успешному публичному представлению своих умозаключений.
“Эрудиты” — это учащиеся, обладающие широкими знаниями по истории России (в частности, XIX века) и способные успешно выполнять тестовые задания.
“Знатоки” — это учащиеся, имеющие глубокие знания о политических деятелях, представителях науки, искусства, путешественниках, с чьими именами ассоциировалась наша страна в XIX веке.

2.3. Конкурс включает в себя два этапа: подготовительный этап и собственно конкурс.

2.4. На первом, подготовительном этапе (январь-первые две недели марта) проводится следующая работа:

• создается координационный совет по проведению конкурса;

• организуется отбор участников конкурса в каждом образовательном учреждении;

• осуществляется подача заявок на участие в конкурсе;

• составляется план проведения конкурсных испытаний;

• осуществляется подготовка команд образовательных учреждений.

2.5. На втором этапе (третья неделя марта) проводятся регистрация участников, конкурсные испытания, подведение итогов и награждение победителей конкурса.

2.6. Перед началом конкурсных испытаний проходит жеребьевка, определяющая последовательность выступлений команд.

2.7. Использование участниками справочных материалов, учебников и других источников информации в ходе конкурса не допускается.

3. Руководство проведением конкурса

3.1. Координационный совет конкурса

3.1.1. Для руководства подготовкой и проведением конкурса создается координационный совет, в который по должности входят:

• методист информационно-методического центра управления образованием Угличского муниципального округа;

• руководитель методического объединения учителей истории Угличского муниципального округа.

3.1.2. Содержание работы координационного совета:

• уточнение Положения о конкурсе и подбор материалов для конкурсных испытаний;

• информирование образовательных учреждений Угличского муниципального округа о конкурсе, условиях и сроках его проведения;

• планирование мероприятий по подготовке и проведению конкурса;

• прием заявок об участии в конкурсе.

3.2. Жюри конкурса

3.2.1. В состав жюри конкурса входят:

- члены координационного совета;

- учителя истории и другие специалисты, назначенные в жюри по согласованию с руководителями команд-участниц.

3.2.2. В обязанности членов экспертного совета входят:

- экспертная оценка ответов и выступлений участников;

- разрешение спорных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе конкурса;

- контроль за соблюдением правил проведения конкурса.

3.2.3. В случае расхождения в оценочных суждениях членов экспертного совета решение принимается большинством голосов при решающем голосе разработчика конкурсных испытаний.

3.3. Ведущий конкурса

3.3.1. Ведущего конкурса назначает координационный совет.

3.3.2. В обязанности ведущего конкурса входят:

3.3.3.
- организация конкурсного пространства (в том числе представление команд, объявление заданий);

- проведение конкурса в соответствии с установленными правилами;

- обращение к экспертам в случае возможных спорных ситуаций.

3.3.3. Ведущий может комментировать ответы участников конкурса, используя при этом фразы, не содержащие подсказки.

4. Критерии оценки ответов участников конкурса

4.1. Оценивание выступлений “теоретика” осуществляется по следующим критериям:
- обоснование актуальности обсуждаемой темы для эпохи XIX века;
- логичность изложения;
- демонстрация возможной позиции исторического деятеля по теме;
- соблюдение регламента выступления;
- умение завоевать внимание аудитории и удержать его на протяжении всего выступления.
По каждому из критериев команда может получить от 0,1 до 2 баллов. Максимальное количество баллов за конкурс теоретиков — 10 баллов.
Продолжительность выступления — 3 минуты.

4.2. Каждый правильный ответ на тестовое задание, выполненное “эрудитами”, оценивается в 0,5 балла.

4.3. Правильный ответ на вопрос, предлагаемый “знатокам”, оценивается в 1 балл.

4.4. Формулировка сущности ошибки, найденной в тексте “знатоками”, должна быть четкой, содержать указание на факт, позволяющий однозначно трактовать, что данное утверждение неверно.
Команда получает 1 балл в случае точной формулировки сущности ошибки и верного изложения аргументирующих фактов. При частичном соблюдении этих требований команда получает 0,5 балла. Простое указание на ошибочность фразы (утверждения), содержащейся в тексте, не является основанием для оценки в 0,5 балла.

5. Определение победителей и награждение

5.1. Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам выступлений “теоретика”, “эрудитов” и “знатоков”.
В случае равенства количества баллов у 2-х или более команд, им предлагается дополнительный вопрос. Команда, которая наиболее правильно ответит на него, объявляется победительницей.

5.2. Победители конкурса награждаются почетными дипломами и ценными подарками.

5.3. По решению жюри наиболее успешные “теоретики”, “эрудиты” и “знатоки” могут быть отмечены специальными дипломами.

6. Заявки на участие в конкурсе
До 1 марта каждое учебное заведение представляет в координационный совет заявку.

Материалы для проведения интеллектуального конкурса

Ведущий открывает конкурс, представляет команды, отмечает значимость знаний не только основных тенденций и особенностей истории нашей страны, но и биографий людей, которые эту историю творили. После этого он предлагает конкурсантам задания.

“Теоретики” получают задание первыми и покидают аудиторию. Каждому из них предлагается подготовить речь на тему “Быть патриотом — это значит…”, которую необходимо произнести от имени определенного деятеля XIX в. Время на выполнение задания — 30 минут.
Выступления “теоретиков” завершают конкурс.

“Эрудиты” получают задание вторыми и выполняют его за отдельным столом в конце аудитории. Им предлагается выполнить исторический тест.

Исторический тест
1. Какой поэт, воспитывавший впоследствии одного из русских царей, ушел в 1812 г. с ополчением навстречу армии Наполеона:

а) Г.Р. Державин;
б) Л.Д. Вяземский;
в) К.Ф. Рылеев;
г) В.А. Жуковский.

2. Благодаря чему в 1812 г. город Верея был освобожден от французов:
а) наступлению регулярной армии;
б) действиям партизанского отряда Д.В. Давыдова;
в) рейдам по тылам противника отряда А.Н. Сеславина;
г) совместным действиям отряда И.С. Дорохова и крестьянских повстанцев.

3. Какой проект преобразований государственного устройства России предполагал провозглашение ее единой и неделимой республикой с однопалатным народным вече, отменой крепостного права и ликвидацией сословий:
а) “Государственная уставная грамота Российской империи” П.А. Вяземского;
б) “Русская правда” П.И. Пестеля;
в) “Конституция” Н.М. Муравьева;
г) “Записка об освобождении крестьян” К.Д. Кавелина.

4. Кто из героев Отечественной войны 1812 г. погиб на Сенатской площади во время восстания декабристов, защищая своего императора:
а) М.А. Милорадович;
б) С.П. Трубецкой;
в) А.С. Фигнер;
г) А.А. Аракчеев.

5. Благодаря деятельности какого государственного деятеля в русской деревне в 30-40-е годы XIX в. стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты и широко внедрялась посадка картофеля:
а) М.М. Сперанского;
б) П.Д. Киселева;
в) Е.Ф. Канкрина;
г) С.С. Уварова.

6. Какие два общественных деятеля России, будучи еще юношами, поклялись в Москве на Воробьевых горах в вечной дружбе и неизменном желании отдать жизнь борьбе за свободу:
а) Т. Грановский и К. Аксаков;
б) К. Аксаков и П. Чаадаев;
в) А. Герцен и В. Белинский;
г) А. Герцен и Н. Огарев.

7. Под чьим руководством русская эскадра победила турецкий флот в последнем крупном сражении эпохи парусного флота в Синопской бухте:
а) Ф.Ф. Ушакова;
б) В.А. Корнилова;
в) П.С. Нахимова;
г) В.И. Истомина.

8. Под руководством кого сталелитейный завод в Петербурге выдвинулся в число крупнейших отечественных машиностроительных предприятий:
а) А.Ф. Бахрушина;
б) П.И. Губонина;
в) Н.И. Путилова;
г) П.Д. Демидова.

9. Чьим именем стали называться съезды Общества русских врачей, основанного в 1883 г.:
а) Н.И. Пирогова;
б) С.П. Боткина;
в) Н.Ф. Склифосовского;
г) Н.С. Воронцова.
10. Кто из героев Севастопольской обороны участвовал в организации осады Плевны в 1877 г.:
а) Э.И. Тотлебен;
б) В.И. Истомин;
в) М.Д. Скобелев;
г) И.В. Гурко.

11. Какое изобретение было использовано в 1900 г. при проведении спасательных работ на Балтийском море:
а) летательный аппарат А.Ф. Можайского;
б) дуговая лампа П.Н. Яблочкова;
в) лампа накаливания А.Н. Лодыгина;
г) радиосвязь А.С. Попова.

12. Кто из русских естествоиспытателей считается основоположником отечественной физиологической школы:
а) И.И. Мечников;
б) И.М. Сеченов;
в) А.М. Бутлеров;
г) Д.И. Менделеев.

13. В каком историческом труде развитие России сравнивалось с другими странами Европы, а ее своеобразие объяснялось промежуточным положением между Европой и Азией и вынужденной многовековой борьбой со степными кочевниками:

а) Н.М. Карамзин “История Государства Российского”;
б) С.М. Соловьев “История России с древнейших времен”;
в) В.О. Ключевский “Курс русской истории”;
г) М.М. Ковалевский “Происхождение современной демократии”.

14. Какой известный русский путешественник совершил ряд восхождений в горы Средней Азии, а затем инициировал издание многотомного труда “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества”:
а) П.П. Семенов-Тян-Шанский;
б) Н.М. Пржевальский;
в) С.П. Крашенинников;
г) Н.Н. Миклухо-Маклай.

15. По чьему проекту был создан памятник “Тысячелетие России”:
а) М.О. Микешина;
б) А.М. Опекушина;
в) П.П. Клодта;
г) К.И. Росси.

16. Полотна какого известного художника запечатлели сцены из российской истории XVII-XVIII вв., в том числе ссылку одного из любимцев Петра I, его расправу над восставшими и др.:
а) И.Е. Репина;
б) В.А. Серова;
в) В.И. Сурикова;
г) А.К. Саврасова.

17. Какое музыкальное произведение на исторический сюжет было написано по мотивам известного памятника древнерусской литературы:
а) П.И. Чайковский “Щелкунчик”;
б) М.П. Мусоргский “Борис Годунов”;
в) А.П. Бородин “Князь Игорь”;
г) М.И. Глинка “Жизнь за царя”.

18. Кем из народовольцев, казненных в связи с покушением на Александра II, в тюремном заключении был разработан проект реактивного летательного аппарата:
а) А.И. Желябовым;
б) Н.И. Рысоковым;
в) Т.М. Михайловым;
г) Н.И. Кибальчичем.

19. С чьим именем традиционно связывается промышленный подъем в России в конце XIX в.:
а) М.Т. Лорис-Меликова;
б) С.Ю. Витте;
в) К.П. Победоносцева;
г) Николая II.

20. Благодаря деятельности какого отечественного издателя русский читатель рубежа XIX-XX вв. получил лучшее в истории России энциклопедическое издание:
а) И.Е. Ефрона;
б) И.Д. Сытина;
в) А.С. Суворина;
г) М.Н. Каткова.

Ключ к тесту:
1-г; 2-г; 3-б; 4-а; 5-б; 6-г;
7-в; 8-в; 9-а; 10-а; 11-г; 12-б;
13-б; 14-а; 15-а; 16-в; 17-в; 18-г;
19-б; 20-а.

“Эрудиты”, закончившие работу раньше, чем со своими заданиями справятся “знатоки”, могут присоединиться к последним. Время на выполнение задания — 20 минут.

“Знатоки” начинают с разминки, в ходе которой им предлагается узнать по портретам известных россиян: М.М. Сперанского, П.И. Багратиона, В.Г. Белинского и др. (всего 10 портретов). За каждый правильный ответ команда получает по 0,5 балла.
После этого команды поочередно получают вопросы для знатоков.

Вопросы для “знатоков”
1. Сочетание таланта профессионального военного с дарованиями литератора; благожелательное отношение общества и непонимание близких родственников; героическое участие в военной компании против Франции под именем Александра Васильевича Соколова. Кроме того, после свидания с Александром I, успешная служба в аристократическом Мариупольском гусарском полку под именем Александра Андреевича Александрова; контузия в ногу в ходе Бородинского сражения; адъютантская должность при М.И. Кутузове; отставка из армии; знакомство с А.С. Пушкиным и бедная старость в Елабуге — все это далеко не полный перечень фактов биографии одного человека.
Кто этот человек?

Ответ. Надежда Андреевна Дурова (1783-1866), первая в России женщина-офицер, известная современникам как автор “Записок кавалерист-девицы” и приключенческих романов.

2. Согласно семейному преданию, его предок был выходцем из Золотой Орды. В 1802 г. этот офицер писал: “Мне 25 лет, не достает войны”, а после Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода чуть не стал военным министром. Именно тогда А.А. Аракчеев заметил: “Назначение (его) было бы для многих неприятно, потому что он начнет с того, что перегрызется со всеми. Но деятельность, ум, твердость характера, бескорыстие и бережливость этого человека его бы вполне впоследствии оправдали”. Либерал по убеждениям, будучи любимцем солдат, другом декабристов, пророчивших его в члены правительства, он снискал славу грозы горцев, которые с конца 1810-х гг. до XX века пугали им детей. Говорят, что плененный Шамиль, оказавшись в Москве, хотел увидеть в первую очередь именно этого генерала.
Кто этот русский военный?

Ответ. Александр Петрович Ермолов (1777-1861), генерал от инфантерии и от артиллерии, герой Отечественной войны 1812 г., командующий Кавказским корпусом и главнокомандующий российскими войсками в Грузии в 1816-1827 гг., автор “Записок” о своей военной службе.

3. В 20-х годах XIX в. в имении Грешнево, находящемся на столбовом почтовом тракте между Ярославлем и Костромой жил сын местного помещика. Наблюдая за бесправием и унижением крестьян, мальчик (как он напишет об этом позже) учился “терпеть и ненавидеть”, сочувствовать чужому страданию. Учась в Ярославской гимназии, этот молодой человек впервые попробовал писать. Спустя годы, живя в Петербурге и приобретая всероссийскую популярность, он неоднократно возвращался в родное имение, черпая в родной природе и людях вдохновение для своего творчества.
Чем этот выходец из Грешнева запомнился всей России?

Ответ. Своим литературным творчеством запомнился современникам и потомкам русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877), редактор-издатель журнала “Современник”, посвятивший большую часть своего творчества изображению повседневной жизни городских низов, крестьянских будней, судьбе русской женщины.

4. В 1912 г. на деньги местной русской колонии на территории российского посольства в Тегеране был установлен памятник: сидящий в кресле человек читает что-то написанное на листе, слегка улыбаясь при этом. Пережив ряд изменений в государственном устройстве нашей страны, это бронзовое изваяние и сейчас находится в парке Российского посольства в Иране.
Чем прославился русский дипломат, которому поставлен этот памятник?

Ответ. Александр Сергеевич Грибоедов, известный русский дипломат, назначенный в 1828 г. послом в Персию (где и погиб в результате волнений в 1829 г.), наиболее известен своей комедией в стихах “Горе от ума”, сыгравшей значительную роль в становлении русской реалистической литературы и театра.

5. Декабрист Сергей Григорьевич Волконский в своих “Записках” писал об этом человеке: “…были мы сперва довольно знакомы, а впоследствии — в тесной дружбе”. Люди, воевавшие вместе с ним против Франции (1805-1807 гг.), Турции (1806-1812 гг.) и в Отечественной войне 1812 г., отмечали, что сражался он храбро и умело, за что был награжден. Будучи членом масонской ложи “Соединенные друзья” он был прекрасно знаком с идеями декабристов, которые не разделял, и предложил ряд преобразований по укреплению российской государственности, реализованных при Николае I.
Добросовестность, профессионализм как чиновника в сочетании с двуличием определили взаимную его неприязнь с А.С. Пушкиным. Однако гибели поэта этот известный российский государственный деятель не желал.
Кто этот человек?

Ответ. Александр Христофорович Бенкендорф (1783-1844), граф, генерал от кавалерии, с 1826 г. шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии. Дворянин немецкого происхождения, снискавший, по мнению составителей Русского биографического словаря, множество противников и еще большее число защитников его доброго имени на службе Российскому государству.

6. Вслед за своими родственниками он успешно закончил Морской кадетский корпус. Еще будучи молодым лейтенантом, он позволял себе не соглашаться с мнением Лаперуза и Крузенштерна относительно возможностей судоходства на Дальнем Востоке. Он неоднократно нарушал инструкции правительства, благодаря чему в 1849 г. сделал несколько важных географических открытий, из-за которых едва не лишился офицерского чина. Возглавленная им Амурская экспедиция не только составила подробные карты исследованных территорий, обеспечила условия для создания морской обороны Дальнего Востока, но и подготовила оформление российско-китайской границы.
Кто этот русский морской офицер?

Ответ. Геннадий Иванович Невельской (1813-1876), адмирал, исследователь Дальнего Востока, открывший пролив (теперь носящий его имя) между о. Сахалин и Азией (чем доказал, что это остров), основавший город Николаевск-на-Амуре. Руководитель Амурской экспедиции (1849-1955 гг.).

7. Принадлежа к старинному дворянскому роду, он обучался в Царскосельском лицее вместе с А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, А.А. Дельвигом, в кругу которых пытался заниматься литературным творчеством. Выбрав дипломатическую карьеру, он не забывал своих друзей, в связи с чем в 1825 г. Пушкин писал:
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Возглавив министерство иностранных дел России, когда страна переживала нелегкие времена после поражения в Крымской войне, он писал: “Россия не дуется, она собирает силы”. Умело использовав изменения в международных отношениях в 70-е годы, этот дипломат доказал правоту своих слов.
О каком русском государственном деятеле идет речь?

Ответ. Об Александре Михайловиче Горчакове (1798-1883), князе, дипломате, канцлере, в 1856-1882 министре иностранных дел, добившемся отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, обеспечившем нейтралитет европейских держав в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., поддерживавшем реформы Александра II.

8. Об этом убежденном монархисте А.И. Герцен писал: “С высоты своего первосвятительного амвона (он) говорил о том, что человек никогда не может быть законно орудием другого, что между людьми может быть только обмен услуг, и это говорил он в государстве, где половина населения — рабы”. Этот человек осуждал дворянскую роскошь, с холодной учтивостью осаживал самоуверенных бюрократов, невзирая на чин, умел хитро и ловко поставить на место светских властителей. Он был инициатором ряда преобразований в Русской православной церкви и одним из составителей манифеста 1861 года об отмене крепостного права.
О ком идет речь?

Ответ. О московском митрополите (с 1826 г.) Филарете (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1782-1867 гг.).

9. Эта работа отразила одну из характерных сторон Российской действительности XIX в. Увидев ее, писатель Н.С. Лесков изменил психологические переживания жениха и невесты в романе “На ножах”, а историк Н.И. Костомаров отказался от намерения жениться на молодой особе.
Чья работа произвела такое глубокое впечатление на Лескова и Костомарова? Как она называлась?

Ответ. Известная картина Василия Владимировича Пукирева (1832-1890) “Неравный брак” (1862 г.), которая представляет нередкую для тогдашней России сцену венчания молодой невесты и престарелого жениха.

10. В 1833 г. в г. Углич приехал молодой, 25-летний “учитель исторических наук”, происходивший из черниговских казаков. Со временем он стал известным местным краеведом. В своей книге он писал: “Немногие русские города имеют подробную свою историю, тем приятнее Угличу, столь древнему и столь славному, представить свету свою историю и статистику. Нам было бы грех не передать того потомкам, что сами получили от предков. Вот единственная цель моего сочинения”.
О ком идет речь? Из какой книги взята цитата?

Ответ. О Федоре Харитоновиче Кисселе (1808-1852), написавшем “Историю города Углича”.

11. В 1875 г. издатель музыкального журнала “Нувелист” А. Бернард, желая обеспечить своему изданию большую популярность, обратился к известному композитору с предложением публиковать в каждом ежемесячном номере его журнала по пьесе.
Что из этого получилось?
Ответ. Цикл “Времена года” П.И. Чайковского.

12. Этот известный ученый до конца жизни не признавал существование электрона, не понял радиоактивности, хотя познакомился с этим явлением в лаборатории супругов Кюри. Вместе с тем именно его открытие помогло развитию теорий радиоактивного распада и строения атома, позволило усовершенствовать ряд открытий, а также многие из них правильно интерпретировать. Следует лишь добавить, что этот ученый связывал развитие России с широким и рациональным использованием ее природных богатств.
Какое самое известное открытие сделал этот ученый?

Ответ. “Закон периодичности” изменения свойств химических элементов, или, как его обычно называют, “периодический закон”. Речь идет о Д.И. Менделееве (1834-1907 гг.).

13. В начале XIX в. ярославский дворянин и правнук известного горнодобытчика, увлекавшийся естественными науками (за что получил одобрительный отзыв от самого Карла Линнея), желая увековечить свое имя, сделал пожертвование, благодаря которому был исполнен указ Александра I.
Удалось ли жертвователю увековечить свое имя?

Ответ. Безусловно, т.к. именно благодаря 100000 рублей и 3578 душам крепостных, пожалованных
П.Г. Демидовым, долгие годы благополучно существовало Ярославское высших наук училище. Разрешение на его открытие было оформлено указом Александра I в 1803 г.

14. В 1909 г. в Петербурге на Знаменской площади был открыт памятник, созданный известным скульптором П.П. Трубецким. Собравшаяся публика увидела возвышающуюся на постаменте фигуру в форме кондуктора, восседающего на коне.
Кому он поставлен? Какое посвящение написано на памятнике?

Ответ. На памятнике императору Александру III написано: “Державному создателю Великого Сибирского пути”, так как именно в период его правления началось строительство (1891 г.) железной дороги, связавшей Владивосток и Санкт-Петербург.

15. Сложно найти отрасль человеческого знания, которой глубоко, профессионально не занимался бы этот человек, один из последних отечественных ученых-энциклопедистов XIX в. Находясь на государственной службе, он внес большой вклад в развитие рыбоводства в России. Наибольшую известность ему принесла работа, в которой обосновывалось существование обособленных “культурно-исторических типов” (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам, а также особенность “славянского типа” наиболее полно выраженного в русском народе. Считается, что подобные взгляды предвосхитили аналогичные концепции известных европейских ученых О. Шпенглера и А. Тойнби.
Чьи взгляды и в какой работе предвосхитили идеи этих ученых?

Ответ. Николая Ярославовича Данилевского (1822-1885), известного русского публициста, социолога, естествоиспытателя, идеолога панславизма. Необычная для своей эпохи концепция развития человеческой истории и, в частности, России изложена им в работе “Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому” (1869).
Время на выполнение задания — 20 минут.

После выступлений “теоретиков” члены жюри аргументируют свои оценки в баллах по каждому конкурсу. Кроме того, они обобщают содержание и выводы, прозвучавшие в выступлениях “теоретиков”, акцентируя внимание на том, что означало быть патриотом своего Отечества с точки зрения того или иного исторического деятеля XIX в.

Итоги конкурса подводятся на основе суммы баллов, набранных командами. Проводится награждение победителей. В отдельных номинациях награждаются самые успешные “эрудиты”, “знатоки” и “теоретики”.
Рекомендуемая литература
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX вв.: Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Н. Сахарова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1998.
2. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. М.: Изд-во “Книжная палата”. 1995.
3. Опалинская А., Синегубов С., Шевцов А. История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая половина. М.: Изд-во “Книжная палата”, 1997.
4. Опалинская А., Синегубов С., Шевцов А. История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина. М.: Изд-во “Книжная палата”, 1998.
5. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта +, 2002.

© Журнал “Практика административной работы в школе”, № 8, 2004

| Главная страница | Все сценарии |