Школьный театр - сценарий "Русские мальчишки"

| Главная страница | Все сценарии |

Русские мальчишки

(вертепчик по мотивам сказок А. Гайдара и В. Каверина)

От сценариста.
Я снова возвращаюсь к основам народного, площадного, передвижного маленького вертепа, работающего в эпицентре праздничного пространства, на основе 5-10 минутных представлений для небольшого количества зрителей.
Маленький вертеп ( «вертепчик» ) представляет собой миниатюрное сценическое пространство на лотке с задней стенкой, оформленное на тему данного мини-спектакля.

На самом лотке находится, прикрытое тонкой бумагой, магнитное поле (см. в детских магазинах алфавит и цифры на магнитах).

Все фигурки также имеют магнит в своих основаниях (магниты вынимаются из других таких же букв и цифр).

Они, походу представления, ставятся на сценическое пространство (сцену).
Все роли в этом маленьком спектакле исполняет один человек: лотошник.

Место действия Россия: довоенная, военная и победная.
Желательно, чтобы сценическое оформление и фигурки-персонажи были выполнены не в
бытовом изображении, а в стиле русской лаковой живописи
(миниатюры).
Это позволит соединить и обобщить все войны на территории России с Великой Отечественной войной.

Первое сценическое оформление – Россия довоенная, прекрасная и обильная.

Пусть это будет в чем-то исторически не верно (Прошлое всегда кажется прекраснее Настоящего), но давайте представим себе такую - мифическую страну.
И чем эта Россия будет прекрасней, тем страшнее будет лицо Войны.
Россия хлебов, яблонь, берез, голубого неба и – на заднем плане - огромной фигуры Рабочего и Колхозницы, скрестивших свои серп и молот.

РАССКАЗЧИК. В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела
по всей стране война, жил да был Мальчиш.

Появляется фигурка Мальчиша.
Далее Рассказчик имеет право – не кривляясь
и не наигрывая «по - чёрному» - сыграть в ролях
все представление.

МАЛЬЧИШ. Гоп! Гоп!.. Хорошо!
Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни!
Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба
прятаться!
Не надо от пожаров в лес бежать! Живи да работай - хорошая жизнь!
РАССКАЗЧИК. Но вот однажды - дело к вечеру - вышел Мальчиш на
крыльцо.

Посреди просторов России появляется дом с крыльцом.

Смотрит он и все бы хорошо, да что-то не хорошо...
Будто пахнет ветер не цветами с садов, а дымом с пожаров!
Глянул Мальчиш и видит он - стоит всадник.

Появляется фигура Всадника.

Конь вороной, сабля светлая, папаха серая.
ВСАДНИК. Эй, вставайте!…
РАССКАЗЧИК. Крикнул всадник.
ВСАДНИК. Пришла беда откуда не ждали!
Уже опять свистят пули, опять рвутся снаряды!

Декорации до военной, мирной России перекашиваются,
переворачиваются, превращаются в кроваво-черные.
Вместо берез – опаленные столбы.
Вместо хлебов и яблонь – разваленные, сгоревшие дома.
На месте Рабочего и Колхозницы появляется фигура
«Родина-Мать зовет».
И только дом с крыльцом пока цел и невредим.

РАССКАЗЧИК. Так сказал эти тревожные слова всадник и умчался прочь.

Фигура Всадника исчезает и появляется фигура Отца,
одетая по-крестьянски.

А отец подошел к стене, снял винтовку…

Фигура Отца переворачивается и мы видим, что одет
Отец по-военному, как в годы гражданской войны.

и сказал…
ОТЕЦ (Мальчишу). Что ж, я рожь густо сеял, видно убирать тебе много
придется. Я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно видно тебе придется.
РАССКАЗЧИК. Так сказал он, поцеловал мальчика и ушел.

Фигура Отца исчезает.

День проходит, два проходит - стоит у окна тот же всадник.

Появляется фигура Всадника.
Но это уже другая фигура того же Всадника.

Только конь у него худой да усталый, только сабля погнутая,
только папаха прострелянная, а голова повязанная.
ВСАДНИК. Эй, вставайте! Было полбеды, а теперь кругом беда.
Эй, вставайте, давайте подмогу!

Фигура Всадника исчезает.
Появляется фигура Брата.
Одет Брат по мирному времени.

Встал тогда старший брат. Сказал Мальчишу…
БРАТ. Прощай, Мальчиш... остаешься ты... один...

Фигура переворачивается.
И Брат одет по-солдатски: как в первые годы Великой
Отечественной войны.

Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах...
Живи как умеешь, а меня не дожидайся.

Фигура Брата исчезает.

День проходит, два проходит и видит Мальчиш, что идет издалека незнакомый всадник.

Фигура того же Всадника, но - пешего.

Глянул Мальчиш, и видит у окна того, предыдущего всадника.
Тот да не тот — и коня нет - пропал конь, и сабли нет - сломалась сабля! И папахи нет - слетела папаха. Да и сам стоит - шатается.
ВСАДНИК. Эй, вставайте!
РАССКАЗЧИК. Закричал он в последний раз…
ВСАДНИК. Узнала Красная Армия про нашу беду.
Мчится и скачет на помощь вся Красная Армия!..
И помощь близка, да силы нету.
Эй, вставайте. Кто еще остался?
Нам бы только до завтрашней ночи продержаться.

Фигура Всадника исчезает.
Появляется фигура старого Деда: в руках у него
сабля и винтовка.

РАССКАЗЧИК. И вышел старый дед во сто лет.
Хотел винтовку поднять, да не поднимет.
Хотел саблю нацепить, да не нацепит.
Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал.

Исчезает домик.
Исчезает фигура Деда.
На заднике, на месте Родины-Матери
возникает мрачная фигура Войны.

Выскочил тогда Мальчиш на улицу и громко-громко крикнул…

Фигура Мальчиша меняется на другую – более крупную, с
саблей в руке - и выдвигается на авансцену.

МАЛЬЧИШ. Эй, вы, мальчиши! Мальчиши малыши!

Появляются фигурки мальчишей: в руках у них различные
приспособления для игр: скакалки, биты для городка и т.п.
Возможна одна фигура – на которой все мальчиши: типа
групповой фотографии.

Или нам, мальчишам, в палки играть, да в скакалки скакать?
РАССКАЗЧИК. Как услышали мальчиши-малыши, как заорут они во все
голоса: все хотят идти на подмогу!

Фигурки – или единая фигура - мальчишей меняются
на фигуры тех же мальчишей, но с оружием в руках.

Бьются мальчиши от темной ночи, до светлой зори.
И вдруг…

Фигура Войны переворачивается и превращается в зловещую
кроваво-огненную фигуру с личиной Смерти.

…так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили.
И тысячи молний из одной тучи сверкнули.

Посреди сцены на мгновение – три сценические секунды –
возникает фигура Взрыва из молний.

Из-за дыма и огня налетела страшная сила...

Появляются фигуры врагов: от человеческих до
танков, пушек и самолетов.
Фигуры мальчишей падают или исчезают.

И погиб Мальчиш…

Фигура Мальчиша убирается и – в окружении вражеских
войск - появляется фигурка обычного, русского,
Мальчишки: румяного, веселого и радостного.
В руках у мальчишки белоснежный голубь.

Жил был однажды мальчик...
У него было много голубей.
И вот этого мальчика застрелили немцы.

Фигура Мальчика переворачивается.
Теперь это бледный, печальный мальчишка с убитым
голубем в руках.

Глубокой ночью этот мальчик встает из могилы...
С голубем, сидящим на левом плече, он идет навстречу германской армии через минированные поля и колючую проволоку, через рвы и бастионы.

Вперед выставляется фигура вражеского солдата.

СОЛДАТ. Кто идет?
РАССКАЗЧИК. Спрашивает немецкий солдат. И мальчик отвечает…

Фигура Мальчика меняется на другую – более крупную.

МАЛЬЧИК. Месть!

Фигура солдата прячется за танки.
Вперед выставляется фигура вражеского офицера.
Фигура Мальчика меняется на еще более крупную.

ОФИЦЕР. Кто идет?
РАССКАЗЧИК. Спрашивает его другой… и Мальчик отвечает…
МАЛЬЧИК. Совесть!

Фигура офицера прячется за самолеты.
Появляется фигура генерала.
Фигура Мальчика вновь увеличивается.

ГЕНЕРАЛ. Кто идет?
РАССКАЗЧИК. Спрашивает его третий. Он отвечает…
МАЛЬЧИК. Мысль!

Фигура генерала прячется за пушки.
По ходу следующего текста Рассказчика Мальчика более
плотно – словно наступая на него - обступают танки,
самолеты, пушки и т. п.

РАСКАЗЧИК. В него стреляют из винтовок и пушек, самолеты
пикируют на него, вокруг падают бомбы и мины.
Он идет, и белый голубь сидит у него на плече...
И вот безумие охватывает германскую армию.
Все говорят лишь о нем.

Ведущий движет фигурами офицера, генерала.

ОФИЦЕР. Вы слышали, русский мальчик опять появился в девятой
дивизии.
ГЕНЕРАЛ. Полно, лейтенант. Уверяю вас, что это детская сказка!
РАССКАЗЧИК. Но он…

Вперед выставляется фигура Мальчика – огромного как небесная кара.

…появляется в ту минуту, когда о нем говорят.
Он проходит бледный, неторопливый, с руками, скрещенными
на груди. С грозным укоряющим взглядом.

СОЛДАТ. Я не убивал тебя!
РАССКАЗЧИК. Кричит солдат и падает перед ним на колени.

Фигура солдата исчезает.

ОФИЦЕР. Я не убивал тебя! –
РАССКАЗЧИК. Кричит другой.

Фигура офицера исчезает.

Мальчик молчит.

Фигура вражеской силы отступают.

И они бегут от него, крича, в непреодолимом страхе.
И вот приказ за приказом по дивизиям. Армиям, фронтам!
ГЕНЕРАЛ. Не верить глупой басне о русском мальчике с голубем на плече,
не говорить и не думать о нем!
РАССКАЗЧИК. Но нельзя не говорить и не думать о нем, потому что это –
месть, совесть и мысль…

Личина Смерти переворачивается.
Мы видим Лик Богородицы, над которым сияет разноцветная Радуга.

О нем говорят… там!
В вышине свершается важное шествие ночи...

Во время последующих слов Рассказчика
поочередно убираются все фигуры вражьей силы и
появляются фигуры победоносной русской Армии:
солдаты, танки, пушки, самолеты.
Появляются отцы, братья, деды, мальчиши.

Но видели ли вы бурю?
Вот так же, как громы и загремели боевые орудия!
Так же, как молнии засверкали огненные взрывы.
Это наступала наша армия!

Появляется фигура Солдата-Освободителя.
Появляются стены Кремля с победным салютом над башнями.

И в страхе бежали враги, проклиная эту страну, с ее удивительным народом, с её непобедимой армией, с ее чудесными и светлыми мальчишками.
Вот так русские мальчишки победили Войну.
Вот так русские мальчишки принесли Победу.
Слава Вам, Русские Мальчики!

Финальная сценографическая мизансцена «вертепчика»
от авансцены до задней стены (в порядке очередности и размеров фигур - от маленьких к крупным):

- Армия - защитительница;
- дети – мальчишки и девчонки (всех национальностей);
- народы - отцы и матери, братья и сестры;
- триединый Памятник:
Мальчиш – Солдат-Освободитель – Мальчик;
- стены Кремля с салютом над башнями;
- Фигура Богородицы, над которой Радуга Победы.
Впереди – домик с крыльцом.

| Главная страница | Все сценарии |