История Ейска - Плывёт корабль по гербу

 

Записки ейского краеведа. Игорь Малахов. Евгений Гернет

История Ейска - Евгений Гернет

Сегодня имя этого человека незаслуженно забыто. Потомственный моряк и герой нескольких войн, Евгений Гернет является кроме этого одним из крупнейших исследователей Арктики. Его жизнь всегда была наполнена событиями и кипучей деятельностью, а сам он кажется персонажем увлекательного приключенческого романа. Звезда этой поразительной судьбы промелькнула и на ейском небосклоне. Будучи командиром Азовской флотилии, Евгений Гернет провел во время Гражданской войны под станицей Камышеватской уникальную боевую операцию, аналогов которой еще не было в истории военного искусства.

 

Старинный английский дворянский род Гернетов появился в России во времена Петра Великого. На их родовом гербе изображен корабль, плывущий по синему морю. Это означает, что обладатели герба считают службу в военном флоте своей семейной традицией. Можно сказать, что судьба Евгения Сергеевича Гернета была определена его рождением. В 1902 году он окончил Кадетский корпус и отправился служить на Тихоокеанский флот, на канонерскую лодку «Отважный». В начале русско-японской войны мичман Гернет за отвагу и мужество, проявленные в борьбе с японскими миноносцами, постоянно атаковавшими порт-артурский рейд, был награжден орденом Святой Анны 4-й степени, а затем переведен на быстроходный миноносец «Лейтенант Бураков». Осажденному Порт-Артуру была необходима связь с командованием российской армии на Дальнем востоке. Миноносец «Лейтенант Бураков» четыре раза прорывался через японскую морскую блокаду, доставляя важные донесения в ставку. Японцы знали о роли этого маленького боевого корабля и всеми силами старались перехватить его. В последний выход Евгений Гернет самостоятельно, без помощи лоцмана провел миноносец мимо стерегущих его японских кораблей, за что получил еще один боевой орден: Святого Станислава 3-й степени. Игра в «кошки-мышки» с японцами закончилась, когда миноносец попытался прорвать морскую блокаду в пятый раз. Подорвавшись на установленной на его пути японской мине, «Лейтенант Бураков» затонул. В Порт-Артуре вновь попытались установить связь с командующим, но два офицера, отправленные для этой цели по суше, попали в плен. Тогда Евгений Гернет предложил свой план. На утлой китайской лодочке он в одиночку проплыл около ста миль, добрался до материка и доставил ценные донесения. Командующий Тихоокеанским флотом наградил храбреца орденом Анны 3-й степени.

 

Приключения Евгения Гернета на этом не закончились. То он, возглавляя сухогруз, успешно пробивается из Петропавловска в Порт-Артур с трюмами, полными снарядов. То попадает в плен, и, уже находясь в лагере Мацуяма, узнает, что за свои подвиги произведен в лейтенанты. Вместе с экипажем броненосца «Цесаревич» Гернет участвовал в 1908 году в спасении жителей Мессины во время извержения вулкана Этна, когда погибло шестьдесят тысяч человек. Тогда русскими моряками были спасены тысячи итальянцев. Потом - неожиданный поворот судьбы. Евгений Гернет отдан под суд за служебный подлог и растрату казенных денег. Подробностей об этом факте из биографии Гернета нам обнаружить не удалось. Возможно, что он оказался «без вины виноватым». Известно только, что после русско-японской войны этот боевой офицер буквально засыпал начальство своими проектами о реформах русского флота, и в высших кругах к нему относились неприязненно. Как бы то ни было, Евгений Гернет был исключен со службы, лишен дворянства, чинов и орденов. Все это ему вернули с началом Первой Мировой войны. Здесь тоже отличился: летом 1916 года под ураганным огнем береговых батарей высаживал десантные войска в сражении под Трапезундом. Был ранен, награжден еще одним боевым орденом. Этот опыт потом ему пригодится позже - под Камышеватской. Любопытно, что матросы эсминца «Калиакрия», которым командовал капитан 2-го ранга Гернет в 1917 году, вручили своему командиру в день его рождения серебряный портсигар с надписью: «Командиру-Человеку». Евгений Гернет оказался одним из немногим офицеров, уцелевших после резни, устроенной своим командирам после октябрьской революции черноморскими матросами.

 

На сторону советской власти Евгений Гернет перешел в декабре 1917 года. Под его руководством состоялся знаменитый переход части кораблей Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. Эти же корабли были им и затоплены в Цемесской бухте, чтобы не достались немцам по Брестскому договору. В мае 1920 года Гернет стал командующим недавно созданной Азовской флотилии, сыграв большую роль в ее становлении. Под его руководством в одно боевое соединение были сведены Азовский, Донской и Мариупольский отряды судов красных. Переоборудовались под военные корабли шаланды, баржи, буксиры. К июлю 1920 года в Азовской флотилии насчитывалось три минных заградителя, семь канонерских лодок, шесть сторожевых кораблей, пять катеров-истребителей, семь плавучих батарей и вспомогательные суда - всего около пятидесяти боевых единиц, вооруженных морской артиллерией и укомплектованных военными моряками. Понятно, что ставить этот флот в один ряд с настоящей военной эскадрой нельзя. Гражданские пароходы да рыбачьи лодки, на которых вместо брони использовались мешки с песком, не сравнить с броненосцами и крейсерами. Тем не менее Азовская флотилия оказалась соединением, способным на серьезные боевые операции. Это показал морской бой, произошедший 9 июля у Мариуполя, между несколькими кораблями Азовской флотилии и белогвардейскими боевыми судами. Кстати, это столкновение вполне могли наблюдать и с ейского берега. Одна из канонерских лодок белого флота села на мину и еле добралась до своей базы, а один из миноносцев перешел на сторону красных. Но звездный час Евгения Гернета как флотоводца настал в августе, когда на Кубань из Крыма высадился десятитысячный десант под командованием генерала Улагая.

 

Летом 1920 года командующий белой армией в Крыму генерал Врангель принял решение высадить в трех местах на кубанском побережье крупный десант под командованием генерала Улагая. Главная цель - поднять общее восстание на Кубани. Надежду на успешный исход дела давал тот факт, что здесь действовало большое количество казачьих партизанских отрядов. По тылам красных рейдировала даже целая двухтысячная бригада генерала Фостикова. 14 августа основная часть улагаевского десанта высадилась в Приморско-Ахтарске. Еще две серьезные боевые группы - в Анапе и Тамани. Поднять Кубань против красных не удалось - казаки слишком устали от непрекращающихся с 1914 года войн. Но к белому десанту присоединилось около десяти тысяч кубанских казаков.

 

Красные оправились от неожиданности и начали стягивать к местам высадки активно действовавших белых десантов мощные силы. Огромную роль в разгроме сил Улагая сыграла Азовская флотилия под командованием Евгения Гернета. После высадки десанта в Приморско-Ахтарске, белая флотилия посчитала свою задачу выполненной и отошла на свою базу. Этим и воспользовалась Азовская флотилия, которая вначале подвергла Приморско-Ахтарск бомбардировке, а затем заминировала все подходы к нему с моря. Через несколько дней красные корабли провели уникальную операцию: впервые в истории военно-морского искусства современных флотов была проведена высадка контрдесанта. Впоследствии на этом примере будущие моряки изучали военную науку. А специалисты отмечали хорошо разработанный план проведения операции, умело организованное управление силами, продуманное оперативное обеспечение. 24 августа Азовская флотилия подошла к станице Камышеватской и высадила целую морскую экспедиционную дивизию. Далее начались совместные действия флотилии, высаженной ею дивизии и Кубанской армии красных. Улагаевский десант оказался зажат со всех сторон и, понеся тяжелые потери, вынужден был эвакуироваться обратно в Крым.

 

Причина, по которой талантливый военный моряк Евгений Гернет покинул службу в 1922 году, неизвестна. Он уезжает на Дальний Восток, работает капитаном пароходов. Занялся наукой, где добился потрясающих результатов. С конца двадцатых годов Гернет работал над теорией движения полярных льдов и выдвинул следующую гипотезу. Согласно Гернету, смещение географических полюсов можно объяснить только таянием льдов: оседание льда, несимметрично расположенного относительно полюса, соответственно воздействует на несимметричное вращение Земли, смещая полярные области к экватору. Свои идеи Гернет изложил в книге «Ледяные лишаи», которую издал мизерным тиражом за собственные средства в Токио, т.к. на родине его теорию не приняли. Зато в 1955 году ту же мысль независимо от Гернета развил американский геолог Стокс. Лишь в 1965 году французский ученый Либурти в своем труде высказался за то, что «ледяную теорию» следует называть гипотезой Гернета-Стокса. Сегодня она широко используется в науке.

 

Другим научным достижением Гернета стали его открытия в картографии. Дело в том, что если посмотреть на глобус, то можно увидеть, как меридианы в северных широтах сближаются и сходятся в одной точке. Формы объектов в арктических широтах искажаются, и проложить курс корабля или самолета в такой проекции невозможно. Именно Гернет первым создал карты, пригодные для околополюсной навигации. В тридцатые годы он участвует в полярных экспедициях на ледоколе «Сибиряков», шхунах «Садко» и «Полярная звезда». Именно Гернет подготовил карты для знаменитой экспедиции Папанина и перелета Чкалова через Северный полюс. Но именно научная деятельность Евгения Гернета послужила причиной последовавшей катастрофы.

 

История Ейска

 

Двадцать месяцев особыми органами расследовалось дело «Полярной Гидрографии». В навигацию 1937 года по Северному морскому пути послали сразу несколько караванов транспортных судов обычного класса, не приспособленных к плаваниям в полярных условиях. Гидрографы предупреждали об опасности этого шага, но к их мнению не прислушались. Зима в тот год наступила ранняя, суда вместе с сопровождавшими их ледоколами вмерзли в лед. Экипажи вынуждены были зимовать без топлива, еды и теплой одежды. Реакция власти оказалась неадекватной. Многие из зимовавших полярников вывозились самолетами на сушу для того, чтобы сразу сесть в тюрьму. Были уволены 149 «сомнительных и чуждых элементов» и арестованы 13 картографов, которых обвинили в составлении вредительской карты льдов и течений. Среди них 1 мая 1938 года оказался и начальник Полярной Гидрографии Евгений Гернет. Обвинение было шито настолько белыми нитками, что военный трибунал Ленинградского военного округа дважды отказывался признать вину этой группы гидрографов. Лишь в декабре 1939 года особое совещание НКВД признало Евгения Гернета виновным в шпионаже и осудило его к ссылке на пять лет. Слишком мягкий приговор для того времени, но гидрографы на суде активно защищались.

 

Евгений Гернет был сослан в Казахстан. В августе 1943 года он умер в Павлодаре прямо на улице от разрыва сердца. В 1958 году он был реабилитирован. В Павлодарской области знаменитому изгнаннику поставлен памятник, а в 1998 году именем Евгения Гернета назван один из проливов в северных водах - там, где он проводил свои полярные исследования.