Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «День рождения у Мишутки»

| Главная страница | Детский сад |

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы
«День рождения у Мишутки»

Воспитатель МДОБУ «Д/с №3 ЛГО» Калецкая Тамара Владимировна

Цель: обобщение представления детей о характерных признаках времен года, знания о смене времен года, их последовательности.

Задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, называть изменения, происходящие в природе весной; группировать предметы по определенным признакам; умение сравнивать предметы;
Закрепить навык количественного и порядкового счета в пределах 5; умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; различать геометрические фигуры;
Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание; умение сочетать речь с движением; умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;
Воспитывать доброжелательное отношение к герою, вызвать желание помочь, доставить радость.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за погодой, деревьями, солнцем, людьми, птицами, беседы по сюжетным картинкам, просмотр слайдовых презентаций с временами года,
настольно-печатные игры «Веселый календарь», «Веселые фигуры», «Времена года», чтение произведения Бианки «Синичкин календарь», стихотворений о временах года, рассматривание репродукции Васнецова «Грачи прилетели».

Материалы и оборудование: сюжетные картинки с временами года (лето, осень, зима, весна), мольберт, ширма, маленький и большой столики, ваза, 6 тарелочек, игрушки-сорока, медвежонок, зайчонок, ежонок, лисенок, бельчонок, силуэты деревьев, белая ткань-«берлога», полоски бумаги-«тропинки», круги с цифрами от 1 до 5-«проталины» на каждого ребенка (один комплект большого размера), геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, овалы, прямоугольники) различных цветов (красные, синие, желтые, зеленые, коричневые, белые, оранжевые) по количеству детей, листы бумаги со штриховкой в виде бочки, простые карандаши на каждого ребенка,

Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
-Доброе утро, солнцу и птицам, (Дети выполняют движения по показу воспитателя.)
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.

Организационный момент. Отгадывание загадок.
Дети сидят на стульях, поставленных полукругом. Перед ними на столе лежат сюжетные картинки с изображением времен года (зима, весна, лето, осень), стоит мольберт. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
-Звенят под крышами, медведь с еловой стал постели.
Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинку с изображением весны и выставить ее на мольберт.
Воспитатель: Почему ты выбрала эту картинку? (На деревьях молодые листочки, дети одеты в демисезонную одежду, птицы летят из теплых краев, люди вешают скворечники...)
Воспитатель: У весны есть 3 сестры. Попробуйте их отгадать и назвать.

Воспитатель загадывает загадки о временах года, а дети по одному выбирают подходящие картинки их выставляют их на мольберт, объясняя свой выбор.
-Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)
-Найти картинку с изображением зимы и выстави ее на мольберт. Почему ты выбрал эту картинку? (Много снега, люди тепло одеты, на деревьях нет листьев...)
-Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
-Найти картинку с изображением лета, выстави ее на мольберт. Какое время года изображено на картинке? Почему ты так решала? (Много зеленой травы, листвы, цветов, насекомых, дети одеты легко...)

Воспитатель незаметно докладывает картинку с изображением зимы на стол.
-Листья клена пожелтели, в страны юга улетели
Быстрокрылые чижи. Что за время года, подскажи! (Осень.)
-Возьми картинку с изображением осени и выстави ее на мольберт. Почему ты решил, что на картинке изображена осень? (На деревьях разноцветные листья, много их лежит на земле, люди собирает урожай...)

Игровое задание «Исправь ошибку».
Воспитатель: Какое время года будет после зимы? (Весна.) Какое время года было перед осенью? (Лето.) Какое время года было перед весной? (Зима.) Какое время года будут после лета? (Осень.) Скажите, какое сейчас время года? (Весна.) Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Что случилось? (Обращает внимание детей на то, в какой последовательности находятся картинки на мольберте.) Неужели за весной опять зима придет? (Нет.) Назовите времена года по порядку, начиная с весны. (Весна, лето, осень, зима.)
Воспитатель предлагает одному ребенку расставить картинки на мольберте по порядку: весна, лето, осень, зима.

Беседа по вопросам.
Воспитатель предлагает детям назвать изменения, происходящие в природе с приходом весны.
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а свой ответ начинайте со слова «Весной».
-Почему весной тает снег? (Весной тает снег, потому что солнце поднимается выше на небе, ярче светит, на улице становится теплее.)
-Что происходит весной с деревьями? (Весной на деревьях набухают почки, затем из них появляются листочки.)
-Какие цветы появляются весной? (Весной появляются подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики.)
-Как весной изменяется продолжительность дня и ночи? (Весной день становится длиннее, а ночь-короче.)
-Какие птицы прилетают весной из теплых краев? (Весной из теплых краев прилетают грачи, журавли, дикие утки, кукушки, жаворонки, ласточки.)
-Что происходит в природе с приходом весны? (Весной просыпаются из спячки медведи, ежи. Люди снимают теплую одежду. Делают скворечники, вскапывают землю, садят рассаду, семена. Птицы вьют гнезда и высиживают птенцов. У животных рождаются детеныши.)

Разминка «Весна». Дети встают свободно.
-Солнце засветило, (поднять руки через стороны вверх)
Сугробы растопило. (присесть, опустить руки вниз)
Теплую погоду принесла весна. (встать, развести руки в стороны)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж (присесть, руками обнять колени)
С медведем (встать, руки чуть в стороны)
Знают: (приложить указательный палец ко лбу)
Пора им просыпаться, (потянуться, руки вверх)
Весною любоваться!. (руки в стороны)

Дети присаживаются на стулья. За ширмой слышится шорох.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам спешит, хочет о чем-то рассказать.
Из-за ширмы появляется сорока.
Сорока: Ой, беда, беда! Весна наступила. Все зверюшки в лесу проснулись, а медвежонок Мишутка не хочет выходить из берлоги. А ведь он может проспать свой пятый день рождения! Помогите!
Воспитатель: Ребята, что же делать? (Надо помочь. Пойдем в лес, будить медвежонка.)
Воспитатель, обращаясь к сороке: Как же мы найдем его в лесу?
Сорока: Чтобы Мишутку найти, надо по проталинам пройти, но проталины не простые, а с цифрами. Вспомните, какая первая цифра? (Один.) Дальше? (Дети называют цифры по порядку до 5.)

Игровое задание «Проталины».
Воспитатель: На столах лежат полоски бумаги-«тропинки», круги с цифрами от 1 до 5-«проталины». Вам необходимо разложить проталины на тропинку в соответствии с написанными на них цифрами от 1 до 5. Напоминаю, что выкладывать надо слева направо.

Дети подходят к столам, выполняют задание. Ребенок, быстрее всех справившийся с заданием, выкладывает большие «проталины» на большую «тропинку», лежащую на полу.
Воспитатель: Ребята, проверьте, справились ли с заданием дружочки, которые стоят около вас.

Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга, если есть ошибки, помогают исправить их.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и отправиться по большой тропинке в лес.
-Зашагали наши ножки дружно ровно по дорожке.
Посмотрите все в лесу, как ребята идут.

Дети садятся на стулья. Воспитатель подходит к ширме, около которой стоят силуэты деревьев, находится «берлога».

Воспитатель: А это что за чудо? Как вы думаете? (Берлога медвежонка.)
Воспитатель поднимает ткань, обнаруживает там Мишутку.
Воспитатель: Крепко спит Мишутка! Что надо сделать, чтобы он проснулся? (Разбудить его.)

Чистоговорка «Весна пришла».
-Ла-ла-ла к нам весна пришла, (хлопают в ладоши)
-Ло-ло-ло в лесу тепло. (сжимают, разжимают пальцы)
-Лель-лель-лель-капает капель (ударяют указательным пальцем по ладони)
-Ля-ля-ля-расцветай, земля. (делают «фонарики»)
-Леть-леть-леть просыпайся, медведь! (топают)
Воспитатель, беря медвежонка: Медвежонок проснулся! (Обращаясь к герою) Мишутка, посмотри, к тебе уже гости идут. (Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором выставлены игрушки-ежонок, зайчонок, лисенок и бельчонок. Ставит медвежонка рядом с ними.) Назовите, кто пришел в гости к медвежонку. (Дети перечисляют зверей.)

Задание на сравнение.
-Посмотрите, внимательно на зверюшек. Скажите, у кого уши длиннее: у зайчонка или у ежонка? (У зайчонка уши длиннее, чем у ежонка.) Что можно сказать об ушах ежонка? (У ежонка уши короче, чем у зайчонка.) У кого хвост больше: у лисенка или у медвежонка? (У лисенка хвост больше, чем у медвежонка.) Что можно сказать о хвосте медвежонка? (У медвежонка хвост меньше, чем у лисенка.) Медвежонок больше или меньше бельчонка? (Медвежонок больше, чем бельчонок.) Что можно сказать о бельчонке? (Бельчонок меньше медвежонка.)

Игровое упражнение «Угощение для зверюшек»
Воспитатель предлагает одному ребенку расставить перед зверями тарелки, выясняя сколько всего тарелок и сколько понадобится для зверей.

Воспитатель, беря вазу с геометрическими фигурами: Пряники мятные, такие ароматные!
Мама-медведица испекла, старалась, чтоб звери угощались. (Раздает по одной детям.)

Воспитатель предлагает детям разложить «пряники» в определенном порядке:
-Бельчонок любит только треугольные пряники. Положите в тарелку перед бельчонком только треугольные геометрические фигуры. (Дети выполняют задание.)
-Ежонок любит пряники круглой формы. Положите ему в тарелку круглые геометрические фигуры. (Дети выполняют задание.)

-Зайчонок любит пряники желтого цвета. Положите ему в тарелку только желтые геометрические фигуры. (Дети выполняют задание.)
-Лисенок любит синие пряники. Положите на тарелку перед лисенком геометрические фигуры синего цвета. (Дети выполняют задание.)

-Медвежонок любит только квадратные пряники. Положите перед ним на тарелку геометрические фигуры квадратной формы. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Какие пряник любит бельчонок? (Бельчонок любит треугольные пряники.) Какие-лисенок? (Лисенок любит синие пряники.) Кто любит круглые пряники? (Круглые пряники любит ежонок.)

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки, если они есть.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие пряники любит медвежонок. (Медвежонок любит пряники квадратной формы.)

Воспитатель показывает геометрические фигуры, лежащие на тарелке перед медвежонком:
-Все ли квадратные геометрические фигуры одинакового цвета? (Нет. Есть красного, белого, желтого, синего, зеленого, коричневого, оранжевого цвета.)
-Все ли пряники желтого цвета, которые любит зайчонок, одинаковой формы? (Нет. Есть овальные, прямоугольные, квадратные, круглые, треугольные.)
Воспитатель: Не будут зверюшки скучать, начинают играть! Давайте и мы с ними поиграем. (Предлагает детям взять игрушки в руки.)

Подвижная игра «Замри» на снятие мышечного напряжения, смена вида деятельности, переключение внимания детей.
-Разбежались по лужайке мишки, лисоньки и зайки. (бег врассыпную)
Стали весело кружиться, стали звери веселиться. (кружатся на носочках)
Раз-прыжок, два-прыжок (прыжки на двух ногах на месте)
Замирай скорей, дружок! (замирают в произвольной форме)
Дети присаживаются на стулья. Игрушки-звери выставляются на столе.
Воспитатель: Ребята, что-то Мишутка загрустил. (Обращается к медвежонку.) Мишка, отчего ты такой хмурый? Ой, говорит, что медком не угостился, вот на всех и рассердился. Что же делать?

Дети: Надо угостить медвежонка медом.
Воспитатель: Давайте подарим ему по вот такой бочке меда. (Показывает лист бумаги, на котором штриховкой нарисована бочка.) Но сначала надо ее дорисовать по пунктирным линиям простым карандашом. (Показ.)

Пальчиковая разминка.
-1, 2, 3, 4, 5-вышли пальчики гулять. (показ поочередно пальцев рук на обеих руках, начиная с большого)
1, 2, 3, 4, 5-в домик спрятались опять. (показ поочередно пальцев рук на обеих руках, начиная с мизинцев)
Выпускаем пальчики гулять:
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики. (сжимать, разжимать пальцы на обеих руках)
Дети проходят за столы. Воспитатель с медвежонком в руках проходит и смотрит, как дети выполняют задание. Тот, кто закончил рисовать, кладут рисунок в корзинку. Затем встают вокруг медвежонка и берутся за руки.

Игровая ситуация «Поздравляем Мишутку»
Воспитатель, ставя корзинку около игрушки: Мишутка, мы поздравляем тебя с днем рождения
и дарим тебе эти бочки с медом. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете медвежонку?
Дети, беря медвежонка в руки, говорят ему свои пожелания.
Воспитатель: Посмотрите, медвежонок снова стал веселым и благодарит вас за подарки. А нам, друзья, пора возвращаться в детский сад. Скажем зверям: «До свидания!» (Дети прощаются.)
Воспитатель: Надо за руки нам взяться, чтоб в лесу не потеряться. (Все проходят по «тропинке» и встают полукругом перед ширмой, из-за которой появляется сорока.)

Рефлексия.
Сорока: Где бывали? Что видали?
Воспитатель: Ребята, расскажите сороке где мы были, что делали, кого видели. (Дети рассказывают о том, что они делали, кого видели. Прощаются с сорокой.)

Литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Под ред. О. С. Ушаковой. 3-изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2014.