![]() |
Воспитательный час "Гордость Донбасса - люди"
Федчук Лариса Владимировна, учитель географии, Амвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней №4, Амвросиевского района, Донецкой Народной Республики.
Цель мероприятия:
- ознакомить детей с историей Донбасса, выдающимися земляками;
- сформировать у учащихся историческое видение событий, что привели к созданию этого административно – территориального образования;
- формировать умение самостоятельной работы с различными видами источников; развивать умение работать в группах;
- развивать интерес учащихся к изучению истории ,географии, культуры и традиций родного края и города;
- укреплять чувство национальной гордости и достоинства;
- воспитывать уважение, любовь к Родине; формировать сознательное желание сделать свой вклад в становление Республики.
Оборудование:
Иллюстративный материал: тематический стенд, презентации.
Форма проведения: устный журнал.
Ход мероприятия
Страница 1 "Здесь Родина моя,
Здесь я живу". Слайд № 2
Учитель:
- Что такое Родина? И есть ли она вообще? Каждый из нас хотя бы раз в жизни, может серьезно, а может так, мимоходом, задавал себе этот вопрос.
Ученик:
Слайд № 3,4
Владимир Зайцев
МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Ученик:
Наш край является уникальным регионом.
Здесь жили в основном кочевники: скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие. Во время поисковой работы мы узнали, что события, которые отображаются в „Слове о походе Игореве”, происходили на территории нашего края.
В ХІ ст. в степной зоне поселяются украинцы. Однако этот процесс оказался кратковременным. После походов крымского хана Гирея на эти земли, населению степей пришлось отступать в более защищенные места. Поэтому за Степной Украиной закрепилось название Дикое поле.
В XVI веке на берегах Северского Донца в поселяются украинские казаки, а также крестьяне-беглецы из Правобережья Украины и из России. Одним из первых населенным пунктом считается Святогорский монастырь, письменное упоминание о котором относится к 1642 году.
В ХVII столетии исключительно выгодным для нашего края становится добыча каменной соли. В 1676 году на соляных озерах возникает первый город Донбасса – Тор (Славянск).
В 1721 году на Донетчине был найден уголь. В связи с началом его промышленной добычи в конце ХVIII столетия начинается интенсивное освоение территории области
Ученик:
Донбасс – не просто уголь и металл,
Не просто от копров степная даль –
Глубинней, шире и значимей он,
Поскольку солнце-лик его огонь.
Металл, пролившись, мрак полночный губит.
Метан, взгремев, сжимает страхом губы...
Здесь уголек замешан на крови,
А человек известно – на любви.
Учитель:
Спасибо нашим историкам. Переворачиваем страницу устного журнала.
Мы гордимся расцветом Донецкого края, гордимся достижениями, но за всеми событиями стоят люди, которые делали свой посильный вклад для роста Донетчины. Передаем слово биографам нашего класса.
Страница №2 нашего журнала
Выдающиеся личности Донетчины
Ученик: слайд №5,6
Мы познакомим вас с выдающимися политическими, научными, творческими личностями, которые внесли свой вклад в развитие нашего края.
Конечно под номером один будет Джон Юз (1814-1889) – английский капиталист, который получил от российского правительства концессию на строительство завода в Донбассе, в 1869р. построил в поселке Юзовка металлургический завод (ДМЗ).
В творческих кругах всемирно известное имя нашего земляка Ханжонкова Александра Алексеевича (26.07.1877-1945) – кинодеятель, организатор и руководитель первого российского кинопроката, что выпускал с 1907г. отечественные фильмы. Построил киностудию на Ржаной улице в Москве, она стала крупнейшей кинофабрикой в Европе, снял более 300 кинолент
Ученик:
Главная улица Донецка носит имя Артема (настоящее имя Сергеев Федор Андреевич) (19.03.1883-1921), политический деятель. Руководил в Харькове вооруженным восстанием в 1905 и 1917 годах
Уроженец Донецкой области Прокофьев Сергей Сергеевич родился в с. Солнцевка, ныне село Красное Красноармейского р-на Донецкой области. Русский советский композитор, пианист.
Сосюра Владимир Николаевич (1898-1965) – украинский поэт, лауреат Государственной премии Советского Союза (1948) и Государственной премии им.Т.Г.Шевченко тоже уроженец Донбасса.
Соловьяненко Анатолий Борисович (25.09.1932) – певец, лирико-драматический тенор, народный артист СССР (1975), лауреат Ленинской премии (1980). С 1965г. работал в Украинском театре оперы и балета.
Кобзон Иосиф Давыдович (11.09.1937) родился в городе часов Яр Донецкой области, российский эстрадный певец, народный артист СССР (1987), народный артист Украины (1991). Государственная премия СССР (1984).
Береговой Георгий Тимофеевич. Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза, в октябре 1968 года совершил полет на космическом корабле "Союз-3".
Наш земляк Быков Леонид Федорович (1928-1979) – родился в селе Знаменское Славянского р-на, советский актер, режиссер, заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист УССР (1974). Погиб в автокатастрофе, В Краматорске был открыт памятник Быкову Л.Ф. В 1994г. Международный Астрономический Союз присвоил одной из малых планет имя “Быков”.
Учитель:
Я надеюсь, что этот список выдающихся личностей с годами еще будет продолжаться. И может через некоторое время и ваши имена прославят Донбасс.
А сейчас страница №3 нашего журнала
Спортивная гордость Донбасса.
Ученик:
Донецкий край – это большой спортивный регион. Спортивная история Донетчины говорится с начала ХХ в., когда в Юзовке начали развивать велоспорт, тяжелую атлетику, гимнастику, борьбу и, конечно, футбол. Сейчас спортивные традиции продолжают футбольные клубы «Шахтер», «Металлург» и «Ильичевец», баскетбольный клуб «Азовмаш», клуб настольного тенниса «Норд», хоккейный клуб «Донбасс».
Ученик:
Спортивные сооружения региона: региональный спортивный комплекс «Олимпийский», стадион «Донбасс Арена», много функциональный спортивный комплекс «Дружба», плавательные бассейны, легкоатлетические манежи, спортивно-гимнастических залы.
Созданы центры физического здоровья «Спорт для всех», которые были открыты в 18 городах области. В 1997 году было открыто областную детско-юношескую спортивную школу для детей с ограниченными физическими возможностями, в которой дети с ограниченными возможностями занимались плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, настольным теннисом, футболом, шахматами.
Ученик:
Популярность в мире приобрели начатые в Донецкой области международные спортивные соревнования – «Звезды шеста», «Кубок Донбасса», международные соревнования по велоспорту «Гран-при «Донецк», международный кино-спортивный турнир, международная регата «Кубок Азовского моря», ралли «Донбасс», чемпионат Европы по футболу среди юношей до 19 лет. В этом году было совершено массовое восхождение на высочайшую точку Европы – Эльбрус, принимали участие 80 альпинистов Донецкой области.
Ученик:
В области до недавнего времени функционировали 90 стадионов, 50 плавательных бассейнов, 1,5 тыс. спортивных залов. В 132 детско-юношеских спортивных школах занималось 63,5 тыс. детей и учащейся молодежи, работали школы высшего спортивного мастерства, училище олимпийского резерва.
Ученик:
Спортивно-реабилитационную работу среди инвалидов проводит Донецкий областной центр инвалидного спорта “Инваспорт”, филиалы которого открыты в 12 городах области. Активно действует областной центр “Спорт для всех”. В области к систематическим занятиям физической культурой и спортом привлечено свыше 720,0 тыс. чел. 1 Ученик: Невозможно не упомянуть о, совсем еще недавнее событие, чемпионат Европы по футболу. Он дал нам шанс по-новому себя презентовать в мире. Мы принимали огромную зрительскую аудитория, которая наблюдала за тем, что такое Украина, как выглядят города, которые принимают турнир. И Донецкая область была оценена гостями на очень высоком уровне.
Ученик: Презентация №2 , комментарий к ней.
Учитель:
Сегодня мы рассмотрели с вами страницы устного журнала и увидели, что нам есть чем гордиться. Я надеюсь, что все вы станете достойными сыновьями и дочерьми родного края и будете в будущем приумножать его славу.