Использование средств компьютерно-информационных технологий

| Главная страница | Школа |

Использование средств компьютерно-информационных технологий для проверки приобретенных знаний и умений при изучении естественных наук

Сидоренко Юлия Сергеевна, учитель географии Новоамвросиевской ОШ I – III ступеней, Амвросиевского района, ДНР

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению внедрения средств компьютерно-информационных технологий для проверки приобретенных знаний и умений при изучении естественных наук.

Ключевые слова: компетентность, компьютерно-информационная технология, информация, качественные показатели, проверка знаний.

На современном этапе развития образования использования средств компьютерно-информационных технологий при изучении естествознания представляет собой необратимый процесс. Это связано с обновлением содержания, форм и методических принципов обучения. Применение компьютерных и информационных технологий на занятии при подготовке учащихся признается целесообразным, если цели поставленные при обучении выше нежели при использовании традиционных средств обучения, а также при условии, если преподаватель профессионально их применяет.

Однако, необходимо учитывать, что систематическое и комплексное использования средств компьютерно-информационных технологий может способствовать формированию творческой личности только тогда, когда они будут составляющей частью всего учебного процесса. Фрагментарное, эпизодическое, не связанное единой целью использования современных средств не только не даст необходимого эффекта, однако может привести к обратному результату в учебно-воспитательном процессе. Все это требует от преподавателя разнообразия не только форм проведения практических занятий средствами компьютерно-информационных технологий, но использование такой методики контроля, которая требует минимальных затрат времени и усилий педагогов для получения необходимой информации для диагностики полученных учениками знаний и навыков, а также осуществление постоянного, целенаправленного контроля в течение всего периода обучения.

Отметим, что во время преподавания учителя могут использовать информационные и компьютерные технологии с целью демонстрации и раскрытия особенностей, закономерностей развития географических явлений; показа определенной территории, ее характеристики и выделения определенных особенностей; демонстрации различных схем, карт, графиков, таблиц; контроля знаний, умений и навыков учащихся; проведения различных игр. В основном, учителями естественных дисциплин могут использоваться в учебной и профессиональной деятельности мультимедийные учебники, учебные программы (с помощью которых можно придать новый материал в виде логически объединенных блоков), моделирующие игры, тренажеры по проверке знаний (повторение употребляемых терминов, понятий, категорий), номенклатуры. С помощью контрольных программ учителя диагностируют уровень усвоения знаний и вносят определенные коррективы в процесс обучения.

Как было отмечено выше, основной акцент следует делать на комплексном, систематическом использовании компьютера и средств мультимедийных технологий и на практических занятиях для привлечения учащихся к активному познавательному процессу. Это меняет приоритеты с пассивного овладения знаниями на активную познавательную деятельность и предоставляет возможность осознать где, каким образом, для чего эти знания могут быть использованы; единой работы в сотрудничестве для решения проблем, когда нужно проявлять соответствующие коммуникативные умения; свободного доступа к информации любой сложности; постоянного испытания своих интеллектуальных и физических сил для возможностей решения возникающих проблем совместными усилиями [3, с. 14].

Отметим, что на современном этапе развития информатизации образования учителям следует учитывать не только важность овладения необходимыми знаниями и умениями, но и постоянно диагностировать качество усвоения учебного материала и уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, степень соответствия полученных умений и навыков целям и задачам учебной дисциплины; выявление проблем в усвоении учебной информации и типичных ошибок с целью их коррекции и устранения. Поэтому, целесообразным считать использование средства компьютерно-информационных технологий при подготовке компетентного выпускника позволит постоянно контролировать уровень усвоения знаний и умений по дисциплинам физико- и экономико-географического цикла.

Проведение различных видов контроля при использовании преподавателем средств компьютерно-информационных технологий имеет следующие преимущества: затраты минимального времени на контроль для выявления уровня знаний и умений большого количества учащихся; одновременно индивидуальность и охвата большого количества учащихся, фронтальность, оперативность; объективность (максимально точное определение уровня знаний учащихся и их оценки на основе единых требований), индивидуальный подход к оценке учебных успехов, что предполагает выявление уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося; систематичность (проверка усвоения всего содержания учебного предмета, а не отдельных, случайных фрагментов), гласность контроля (ознакомление учащихся с результатами проверки уровня знаний, обязательным определением тем и разделов программы).

С помощью контрольных программ (проведение тестов с вариативными заданиями разных уровней сложности) педагоги могут диагностировать уровень усвоения знаний и умений, а также качество овладения терминами, понятиями, категориями, а также осуществлять постоянную обратную связь и коррекцию. Используя компьютер, можно проводить входное тестирование (для выяснения уровня овладения базовыми знаниями, умениями, навыками и готовности к восприятию нового материала), текущее (выяснение успешности усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях) и итоговое (выявление уровня знаний по конкретной теме, раздела или курса) .
Разрабатывая тестовые задания преподаватели естествознания должны учитывать следующие принципы (по В. Аванесову):

В задачи необходимо включать наиболее важные, ключевые, сущностные
вопросы для возможностей проверки приобретенных знаний;

• Соответствие содержания тестового задания уровню современного состояния науки: проверять знания не только на достоверном, но и на современном научном материале;
• В тестовых заданиях необходимо обращать внимание на полноту и достаточность вопросов для качественного контроля;
• Рекомендуется в начале теста давать легкие задания, что позволяет учащемуся лучше выполнить задание, начиная с более простых;
• Обязательным должно быть использование вариативности содержания, оно не может оставаться неизменным и не зависеть от развития науки;
• Следует подбирать задания, которые соответствуют требованиям системности знаний;
• Тест для итогового контроля не может содержать материал только одной темы. Обязательным должно стать комплексность и сбалансированность содержания теста;
• Взаимосвязь содержания и формы (использование задач и вопросов на воспроизведение понятийного аппарата, с однозначным ответом, когда из нескольких запланированных правильной является только одна) с несколькими правильными ответами; на построение типовых характеристик отдельных объектов и территорий, определения причинно-следственных связей; со свободно конструированными ответами и др.

При использовании тестовых заданий разных типов (задачи с недостаточными исходными данными, задачи с избыточными или ненужными для решения исходными данными, задачи с противоречащими сведениям в условии, задача допускающие вероятные решения) можно подготовить будущего выпускника к взвешенному и профессиональному принятию решения в разноплановых ситуациях. Следует учитывать, чем разнообразнее будут тестовые задания и чем большей активности они будут требовать для решения, тем выше будет интерес к выполнению.

Отметим, что достаточно важным при подготовке выпускников по предметам естествознания является проверка степени усвоения знаний о расположении различных объекте на карте. Используя программы-тренажеры, преподаватели могут проверить уровень знаний учащихся об объектах географической номенклатуры с параллельным осуществлением самоконтроля учащихся качества их усвоения. Проверка номенклатуры с помощью программы Authorware предусматривает одинаковые условия для всех учащихся, объективность полученной оценки и помогает избегать чрезмерных волнений, а также устранить элементы случайности и объективно оценить учебные достижения учащихся по всем разделам.

Еще одной, на взгляд, удачной попыткой проверки знаний и умений с помощью средств компьютерно-информационных технологий является их сочетание с использованием игровых технологий. Это способствует активизации познавательного интереса, учащихся к изучению физико- и экономико-географических дисциплин; закреплению, расширению, углублению и коррекции знаний и умений; созданию положительного эмоционального фона в процессе обучения; включению в творческую деятельность, стимулирование их познавательной активности; развития личностных качеств. Для проверки уровня усвоения теоретических знаний на примере географии, можно сказать, что с помощью компьютерных и мультимедийных технологий используют следующие игровые моменты: географическое лото (в игровой форме проверка знаний основного факто логического материала, номенклатуры, картографических и топографических условных знаков), пазлы (конструктивная игра в виде разрезанных карточек, способствует формированию географических представлений) географический кроссворд (закрепление знаний терминологии, номенклатуры, факто логичного материала), чайнворд, ребусы (зашифрованные слова и фразы или целые высказывания об объектах и явлениях окружающей среды с помощью рисунков в сочетании с буквами и знаками), шарады, метаграммы, загадки; географическая викторина, которую сопровождает показ рисунков, схем, диаграмм, фотографий. Применение игровых моментов в учебном процессе способствует достижению высоких результатов обучения, повышению возможностей для расширения кругозора учащихся, приобретение опыта коммуникации, самостоятельности и ответственности.

Из указанного выше, можно сделать вывод, что основным условием и качественного использования преподавателями компьютерных и мультимедийных технологий в процессе подготовки компетентного выпускника, является их систематическое комплексное применение в учебном процессе. На современном этапе развития образования целесообразным, является использование средств компьютерно-информационных технологий для возможностей постоянного контроля за уровнем усвоения знаний и умений, учащихся при изучении естественных дисциплин. Применение педагогом различных компьютерных программ дает возможность осуществлять постоянную обратную связь, а также диагностику и коррекцию качества приобретенных учащимися знаний. Проведение преподавателем различных видов контроля с помощью компьютерных технологий позволяет потратить минимальное время для выявления знаний и умений большого количества учащихся, максимально точно определить уровень знаний и оценить на основе единых требований, проверить усвоение всего содержания учебного предмета, а не отдельных фрагментов. Именно, проверка знаний с помощью средств компьютерно-информационных технологий отмечается объективностью, полнотой, экономией времени и усилий преподавателя, эффективность которой зависит от соблюдения принципов отбора содержания тестовых заданий и четкости поставленных вопросов.

Литература
1. Буйницкая О. П. Информационные технологии и технические средства обучения / О. П. Буйницкая. – К. : Центр учебной литературы, 2012. – 240 с.
2. Матюхин А., Харенко П. Использование персональных компьютеров на уроках географии / А. Матюхин // Краеведение, география, туризм. – 2012. – № 42 (287). – С. 7 – 12.
3. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М. : Академия, 2007. – 368 с.