Анализ сценария театрализованного представления "Москва моя"

 

Разноцветный мирЭлектронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Москва моя

Анализ сценария театрализованного представления
Опарина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент, член Союза писателей России

В предлагаемом сценарии театрализованного представления для детей среднего школьного возраста «Москва моя» описан сценарно-режиссёрский подход к осмыслению всей творческой работы, представлен развёрнутый анализ сценария, образцы планов подготовки и проведения.

Анализ сценария "Москва моя"
Сценарий театрализованного представления имеет сюжет, как в пьесе, сквозное действие, сквозных героев: Илюшу, его маму, врача, его ассистентов и массовку.
Жанр сценария — героико-драматическое повествование с элементами сатиры, юмора и фантастики.
Тема сценария – интерес и любовь к своему городу и Родине.
Идея сценария — человек, не интересующийся, не любящий свое историю, историю своей Родины, не станет никогда полно¬ценной, интересной личностью. Такие проявления в человеке можно считать своеобразным заболеванием.
Сверхзадача — вызвать у зрителей-школьников неприятие подобного образа жизни и мыслей, привлечь внимание к страницам истории Москвы.
Конфликт — внутренний конфликт в самом главном герое представления — мальчике Илюше, который не имеет никакого интереса к окружающему миру, к истории своего города, не хочет никак бороться с этим нежеланием в себе, но должен подчиняться обстоятельствам и требованиям общества, в котором живёт.
Сценарно-режиссерский или драматургический ход — фантастическое путешествие главного героя в прошлое своего города с помощью врача, якобы имеющего специальный, медицинский прибор для лечения необычной болезни мальчика Илюши.
Сатирический аспект данного представления заключается в том, что подобное "заболевание" как раз не является большой редкостью среди детей, да порой и взрослых. Равнодушие, лень, паразитизм — слишком узнаваемые недостатки в нашем обществе, и чем раньше человек от них старается избавиться, тем лучше для него и для его родных и друзей, да и всего общества. Посмеявшись над Илюшей, кто-то из зрителей узнает и себя.

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ
1. Экспозиция: Начало представления. Нам обозначается время действия, эпоха, страна, годы, социальный круг. Илюша — главный герой, мучается над сочинением. Мама пытается ему помочь, но безуспешно. Внутренние мучения мальчика приводят к вспышке его раздражения против всей жизни.

2. Завязка. Это первый показ конфликта. В данном случае — это «болезнь Илюши», приезд врачей и выяснение всех подробностей заболевания.
3.
3. Развитие действия. Все эпизоды, которые в той или иной форме знакомят зрителей с историей Москвы, свидетелем которых и участником становится и сам Илюша.

4. Кульминация. Она в данном случае совмещена с переходом в путешествии по прошлому города к сегодняшнему дню и здесь расположены самые эмоциональные номера и самый эмоционально напряженный эпизод.

5. Развязка. Совпадает в этом сценарии с финалом по времени — Илюша снова сидит в своей комнате, но он полностью "излечился". Зритель это видит и понимает, что Илюша после "лечения" становится другим человеком.

В сюжетную канву представления включаются реальные моменты из жизни школы: награждение победителей школьных конкурсов, выступление лучших исполнителей, выступление директора школы, учителей и других реальных лиц наряду с вымышленными героями.
Данная сюжетная канва предусматривает и импровизационные действия организатора всего представления: он может включать в рамки всего хода исторические материалы, сценки, песни, фрагменты фильмов и т.п. по своему усмотрению в зависимости от технической оснащённости зрительного зала, возможностей сцены, наличия материалов для показа, актёрского состава и других отдельных обстоятельств, которые всегда делают работу каждого руководителя школьным творческим коллективом и каждой творческой работой актом сугубо индивидуальным, неповторимым.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Организация и проведение по параллелям всех классов смотров юных певцов, сочинителей, чтецов, гитаристов, исполнителей на других инструментах, представителей других творческих жанров с целью выявления победителей по классам. Репертуар приурочить ко дню рождения Москвы. Возможны и другие тематические номера.

2. Проведение конкурса на лучшие образцы детского декоративно-прикладного творчества. Выявить победителей.

3. Конкурс на лучшую стенную газету по параллелям. Выявить лучшую.

4. Конкурс на лучшие сочинения по истории Москвы

.
5. Конкурс на лучшие фотоработы, посвящённые дню Москвы и на свободные темы.

6. Выявить лучших спортсменов школы и их достижения.

7. Отметить и учеников за отличную учебу.

8. Активизировать действие и работу постоянных творческих коллекти¬вов — направить выбор их программы в соответствии с направлением общей подготовки.

9. Организовать экскурсионные выезды по городу детей всех классов.

10. Провести в каждом классе исторические викторины, конкурсы, беседы, направленные на подготовку их к предстоящим торжествам.

11. Провести перед общим праздником в каждом классе финальные игры "Что? Где? Когда?" по истории Москвы.

12. Каждый класс оформляет свою аудиторию ко дню Москвы.

13. Привлечь родителей и бывших выпускников к оформлению школы, зала и кабинетов.

14. Назначить ответственных из числа преподавателей и школьников разно¬го возраста за наиболее важные моменты и эпизоды в подготовке и проведении театрализованного представления и праздника в целом.

15. Подготовить все технические и светозвуковые средства, проверив их исправность и готовность к предстоящему празднеству.

16. Подготовить набор видеоматериалов.

17. Назначить дежурных, следящих за порядком и чистотой во время мероприятия.
18. Раздать ответственным и дежурным сценарный план и план проведения праздника. Они должны быть осведомлены о ходе всего представления и его отдельных эпизодах.

19. Написать свето-звуко-техническую партитуру.

Для того чтобы в каждом индивидуальном случае не упустить какие-либо важные моменты, рекомендуется написать по следующей форме

РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ:

№№ п/п Время Описание действия и основных объектов Музыкальное оформление Световые эффекты Примечания Корректировки по ходу репетиций

С этой же целью планирование и подготовку представления можно также выразить графически по следующей форме:

ПЛАН ПОДГОТОВКИ:

№№ п/п Мероприятие Срок выполне-ния Ответственный за подготовку Подпись ответственного Приме-чания Корректировки по ходу репетиций

Успешному проведению способствует графический план по предлагаемой форме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

№№ п/п Время проведения Мероприятие Ответственный Примечания Подпись

ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЫ
Оформление, проникнутое тематикой предстоящего дня города — главная задача всего педагогического и ученического коллектива школы. Оформление — это показатель деятельности педагогов-историков, словесников, художников и др. Важно, чтобы участие в оформлении приняли абсолютно все дети, все классы — это придаст проведению праздника чувство сопричастности каждого человека, родства всех друг с другом и с великим прошлым родного города и страны. Для разработки подробного плана оформления школы, зрительного зала, сцены, классных кабинетов, фойе и других помещений собирается специальное совещание и принимается решение, в результате которого распределяются поручения и задания учителям.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Действующие лица:
Илюшенька — современный школьник, ученик младших или средних классов одной из московских школ. Это сквозной герой представления.
Мама — молодая женщина, мягкая, заботливая.
Врач — он же в разных последующих эпизодах становится основным Ведущим.
Ассистенты врача — они тоже по ходу действия становятся ведущими.
Исполнители массовых сцен, концертных и других номеров.

Зрители заполняют зал. Звучит лёгкая инструментальная музыка. Она создаёт настроение праздничности, приподнятости у всех. Занавес пока закрыт.
Звучат позывные "Не слышны в саду" — это радиопозывные. Они звучат несколько раз с маленькими паузами и под эти позывные медленно открывается занавес. Сцена оформлена под жилую комнату в современной го¬родской квартире: диван, стол, стулья и несколько негромоздких предметов. Стол можно накрыть скатертью для придания большего домашнего уюта на сцене. Задник сцены — это стена в городской квартире — она оформлена подвесными комнатными цветами, картинами, фотографиями и т.д. Центральное место на стене занимает географическая карта.

На диване лежит Илюшенька. На столе перед ним книги, тетрадь, ручки. Он озабочен проблемой написать сочинение о Москве. Илюшенька скучает, позёвывает и ворчит на позывные, которые слышит по радио.

Илюшенька. (передразнивает позывные, распевает хулиганским голосом):
Не слышны в саду... не слышны... не слышны
Даже шорохи… шорохи… шуршавчики…
Все здесь замерло... умерло… померло... ой-ой…
ой-ой-ой… до утра… ай-яй-яй!
Если б знали вы, как мне дороги… мяу-мяу-мяу…
Подмосковные вечера… а-а-а-а… гав-гав!!!
(вскакивает с дивана, начинает ходить и бурчать, ворчать)
Подмосковные, подмосковные!
(садится за стол, пытается сосредоточиться, комкает бумагу, нервничает, злится, стонет и т.п.) В это время раздаётся бой курантов и диктор говорит:
Голос диктора. Московское время 12 часов! В Москве полдень! Дорогие москвичи, послушайте, пожалуйста краткую информацию о том, как все жители готовятся встретить …-летие своего родного города! Вся Москва, вся наша столица… (где-то на последних словах Илюшенька бежит к радиоприемнику — он пристроен где-то на стене, — со злостью его выключает и продолжает ворчать вслух сам с собой).

Илюшенька. Ну, Москва, ну столица! Ну это же все знают! Ну дорогая моя столица! Сердце Родины — ну кто спорит! (садится за стол и пытается писать, снова комкает листок бумаги) Ну не знаю что писать! Столько о Москве уже всем известно – нам-то зачем о ней писать?!

Мама. (встревожено, торопливо входя в комнату). Ты на кого тут кричишь? С кем разговариваешь? Сам с собой что ли? Что случилось?

Илюшенька. Да будешь тут кричать — задали написать сочинение о Москве!

Мама. Ну и что? Москва — столица. Москва — это твой родной город...

Илюшенька. (перебивает) Да знаю я, что она — столица, знаю, что это мой родной город, а писать-то что?! Я и сам вот написал: "Москва — это столица нашей родины. Москва — это мой родной город. Москва — это сердце! А дальше что? Сердце, печень, желудок? Голова?! (хватается за голову и постепенно оседает на пол) Ох, голова моя, голова...

Мама. (встревоженно, бросается к сыну) Что с тобой, сыночек?

Илюшенька. (держась за голову). Что-то в голове звенит, гудит и кружится... ой-ёй-ей!

Мама. Ну вот, перенапряг головку! Давай-ка ложись скорее на диванчик, вот так, давай-ка держись за меня, ножками, ножками и дошли до диванчика (продолжает ухаживать за ним, сюсюкать, приговаривать разные ласковые уменьшительные словечки "зайчик мой", "золотко моё" и т.п.) Давай-ка отдохни, отвлекись, никуда это сочинение не денется... Дать тебе таблетку?
Не хочешь, так. А конфетку? Хочешь? Ну вот, сей¬час принесу конфетку, а ты полежи, закрой глазки, успокойся (уходит).

Илюшенька (стонет). Ой! Ой, не могу! (крутится на диване)

Мама (вбегает). Вот конфетки моему мальчику, чтобы он успокоился. Кушай, сыночка (гладит его по головке), не расстраивайся, главное — здоровье. Ох, уж эти учителя — им бы только мучить детей! Отвлекись, деточка, полежи, а я что-нибудь вкусненькое приготовлю! (уходит).

Илюшенька (начинает жевать конфеты, довольно чмокать, улыбается) Ну вот — совсем другое дело! Конфеты пожую, полежу, а потом для полной гарантии сердечный приступ изображу и завтра в школу можно будет не идти… а на следующий день у меня заболит желудок, а на следующий правое ухо, а потом — левое... В общем, если мой организм разложить на отдельные части и каждую часть начать усиленно лечить, то и сочинение все без меня сдадут и это... даже школу вое без меня закончат... (задумался, перестал жевать даже) А я как же? А мне-то куда деваться? Нет, видно, придётся все-таки писать сочинение... Вот жизнь! Плачь, а пиши! Главное, что про Москву писать-то? Ну не знаю я про нее больше ничего!

Все говорят: "Книги читай". Но ведь это же читать надо! Говорят еще: "В музеи ходи". Здрасьте! Тут в школу-то ходить сил нет! Я бы вообще с этого моего родного дивана не вставал... Вот бы школу, не отходя от родного дивана закончить! Есть же вот по телевизору передача "Магазин на диване". А почему нельзя, лежа на диване, школу закончить? Не понимаю... Видимо, министерство образования отстает от министерства торговли... Включить телевизор, что ли? Может, там что-нибудь такое покажут про Москву для моего сочинения подходящее (берёт пульт дистанционного управления и имитирует включение телевизора, который стоит где-то за кулисой в противоположном краю сцены по отношению к дивану, на котором сидит Илюшенька. Начинает звучать какая-нибудь рекламная музыка и на сцену начнут сейчас выходить, пританцовывая и гримасничая, персонажи разных надоевших реклам. Подходя к авансцене, они погромче проговаривает текст своей рекламы, по¬том разворачиваются и ходят по кругу на сцене, образуя хоровод реклам, к концу своего эпизода они должны ускорить своё хождение по кругу сцены, начать выговаривать тексты своих реклам в одно и то же время, чтобы усилить впечатление хаотичности, от которой у Илюшеньки должна закружиться голова)

РЕКЛАМА 1. — идёт маленький мальчик, одетый в огромный пиджак и обутый в огромные башмаки. Он делает вид, что пьёт из огромной бутылки и идет к авансцене, все время приговаривая: "Стань большим!" , "Инвайт! Стань большим!", "Стань большим!" и т.п. (продолжает идти по кругу и почти умолкает, чтобы не заглушить слова следующей рекламы.)

РЕКЛАМА 2. — Огромный детина вышагивает, то подносит руку ко рту с батончиком "Марс" или "Сникерс", то отставляет опять назад, как заведённый, и громко провозглашает: "Съел батончик "Марс" — и порядок!", "Съел батончик "Марс" — и порядок!" и т.д. (так же, как и первая реклама, идёт по кругу и, делая те же движения, говорит свой текст почти беззвучно, уступая место следующей рекламе.)

РЕКЛАМА 3. — идут 2-3 человека (мальчики или девочки) и все время преувеличенно отряхиваются. Они громко восклицают: "Ах, у меня перхоть!", “Ах, у меня перхоть!” (тоже идут по кругу, уступая место другой рекламе.)

РЕКЛАМА 4. — Идёт бритоголовый мальчик или с очень короткими воло¬сами на голове и скандирует: "Пользуйтесь лезвием "Шик" — и ника¬кой перхоти!", "Пользуйтесь лезвиями "Шик" — и никакой перхоти!" (тоже идёт дальше по кругу сцены, умолкая.)

РЕКЛАМА 5. — Идут две модницы. У одной сковородка фирмы "Тефаль" на голове вместо шляпки и она её всё время подправляет и красуется. У другой модницы сковородка служит зеркалом, в которое она всё время смотрится, жеманничает, поправляет прическу и т.д. Они приговаривают в два голоса: "Тефаль всегда заботится о нас!"; "Тефаль всегда заботится о нас!" (тоже идут по кругу.)

РЕКЛАМА 6. — Два человека идут, высоко держа над головой бутылочки с лосьонами, и каждый по очереди выкрикивает "Олтсвайс!", "Клерасил!'', “Олтсвайс!”, “Клерасил!” (так, переспоривая друг друга, они тоже уходят).

РЕКЛАМА 7. — идут аналогичным образом, перекрикивая друг друга, расхваливая свой товар, еще два человека: "Жевательная резинка "Орбит", "Жуйте "Дирол" без сахара" (повторяя эта реплики, участники идут по кругу сцены.)

РЕКЛАМА 8. — еще два человека идут, расхваливая свой товар: "Пользуйтесь памперсами "Беби драйв!", "Нет ничего лучше шампуня "Вошен гол!" (повторяя эти реплики несколько раз, постепенно затихают и тоже идут по кругу.)

РЕКЛАМА 9. — Идут 2-3 человека (можно и мальчиков, и девочек), они держат руки у головы, изображая рога, имитируют бычков и мычат в один голос: "Му!-Му-Му!" — "Мы съели "Милки вей! Му-му-му! Мы съели "Милки вей!" (тоже идут по кругу.)

РЕКЛАМА 10. — ещё два человека призывают: "Покупайте телевизоры "Хитачи!", "Ешьте суп "Галину Бланку!" (тоже повторяют свои реплики несколько раз, идя по кругу).
(Рекламный калейдоскоп ускоряет своё движение, мелькание, усиливаются выкрики и Илюшенька не выдерживает, замахивается на телевизор и кричит:)

Илюшенька. Всё! Хватит! Разобью телевизор! Брысь! (все рекламные пер¬сонажи с первыми криками Илюшеньки убегают) И по телевизору сплошные памперсы и ничего про Москву! Все! Я так больше не могу! (стучит руками по столу, топает ногами)

Мама (вбегает на шум) Илюшенька! Деточка! Что с тобой? (хлопочет вокруг него, а он не может успокоиться и продолжает истерику)

Илюшенька. Я погибаю во цвете лет! Телевизор смотреть хочу, но там ничего нет! В книжках все есть, но читать не хочу! В школу ходить надо, но не хочу! В музеи идти и встать с дивана не хочу, но надо! Замкнутый круг! Выхода из него нет! Умираю! (падает)

Мама. Боже мой! Врача! Врача! (бегает по комнате, начинает крутить диск телефона, который стоит где-нибудь на столе или на тумбочке здесь же)
Алло! Алло! Скорая? Скорее приезжайте! Спасите моего мальчика — он умирает! 12 лет. Бледный, пульса почта нет, нет, не съел ничего такого, температуры нет почти никакой... скорее, пожалуйста! Адрес? Балаклавский проспект, дом 3,квартира 595, 17-й этаж!
Скорее, пожалуйста, скорее! (бросается к Илюшеньке, пытается что-то с ним сделать: расстегивает воротник рубашки, машет на лицо платочком, дует, вытирает лобик и т.п.)

Нако¬нец слышны завывания сирены "скорой помощи" и на сцену через весь зал проходят и поднимаются два человека (или три) в белых халатах. Кто-то из них врач, кто-то санитары. Мальчики или девочки исполняют эти роли — это на усмотрение постановщика.

Врач. Расступитесь, пожалуйста! Больше света! Откройте окно — больше воздуха! (мама и санитары бросаются выполнять команды врача) Полотенце! Поднять повыше голову! Дайте подушку! Воды! (начинает обследовать Илюшеньку; делает движения и операции с ним, которые могут вызвать смех у зрителей: поднимает ногу и ждет, когда она упадет, поднимает руку и тоже ждёт, когда она упадет, поводит перед Илюшенькой руками, делая широкие, смешные движения, прыгает перед мальчиком, приседает сам, достает шоколадку и перед Илюшенькой начинает ее разворачивать, откусывает, даёт откусить всем присутствующим и маме в том числе, но у Илюшеньки нет никаких на это реакций. Задача врача — чем-то рассмешить больного, увлечь, поэтому исполнитель роли врача может придумать массу еще других движений, приемов, операций, чтобы этот эпизод занял достаточное время в действии и вызвал у зрителей смех.)

Врач. (обращаясь к санитарам) Так, приступайте! Важно вызвать у ребенка реакцию на окружающий мир! Постарайтесь привлечь его внимание! (санитары исполняют смешные номера, им на помощь приглашаются новые исполнители: они показывают различные фокусы, танцуют, поют смешные частушки и песенки, рассказывают анекдоты и т.д., но никакого успеха: Илюшенька лежит на диване неподвижно, никак не реагирует на происхо¬дящее. Врач постоянно касается то его груди, руки, ноги, слушает сердце и что-то записывает в записную книжечку; санитары реагируют то на исполнителей, то на мальчика в зависимости от ситуации, а мама из¬редка бросает взгляды на исполнителей, неотступно следит за сыном, вытирает платочком слезы и страшно обеспокоена.)

Врач. (делает знак исполнителям, чтобы они закончили свои выступления) Так, ассистенты свободны! (обращается к маме) Случай чрезвычайно редкий. С чего всё у больного началось, расскажите, пожалуйста.

Мама. Ему задали написать сочинение о Москве. Он написал два предло¬жения и сказал, что больше ничего не знает о ней. Книги читать не хочет. В музей идти и вставать с дивана не хочет, а сочинение написать надо и в школу ходить тоже зачем-то надо... Его желания и требования действительности вступили в жестокие противоречия, и у него нет друго¬го выхода, как перестать бороться и... умереть! (громко плачет)

Врач. (задумался) Да... случай, действительно, очень серьёзный... В ми¬ровой практике он еще очень мало исследован и лечение почта невозможно...

Мама. Ах! (падает без чувств) (санитары и доктор бросаются к ней, брызгают на неё водой, приводят её в сознание, пытаются успокоить.)

Врач. Успокойтесь, пожалуйста, мы постараемся сделать всё возможное. Если вы согласитесь на самое новейшее средство, то мы...

Мама. (поспешно перебивая врача) Соглашусь, соглашусь на что угодно! Только спасите моего ребенка, спасите, доктор, умоляю вас! (опять плачет)

Врач. Вы должны знать правду. Ваш сын опасно болен. Болезнь его проявляется в потере интереса не только к истории своего города, но и к окружающему миру. Эта странная болезнь приковывает его к дивану и называется "ДИВАНИЗМ"... (мама опять охает и падает; ее опять поднимают и успокаивают).

Мама. (слабым голосом) Доктор, как же победить этот страшный недуг? И откуда она взялась — эта болезнь, ведь мы ему ни в чём не отказываем? И мороженое, и пирожное...

Врач. Вот-вот, и шоколадки, и мармеладки... — всё это тоже подтолкнуло развитие "ДИВАНИЗМА".

Мама. Что же теперь делать? Я просто в отчаянии! Я согласна на любой метод лечения, доктор! Скажите, как можно побороть болезнь?!

Врач. Победить эту болезнь можно попробовать с помощью недавно изобретенного прибора. Прибор облучает больного историко-космическими импульсами и лечение происходит во сне. Подайте, пожалуйста, прибор (обращается к санитару, и тот достаёт из чемоданчика обычный электрический фонарик и подаёт врачу.)

Мама. Ой, а это не опасно? И что этот луч с Илюшенькой сделает?

Врач. Этот луч заставляет больного спать и во сне лечиться..
.
Мама. Просто спать?

Врач. Нет, не просто спать. Это будет активный сон. Больной спит, но активно участвует во всём, что ему видится во сне. Луч побеждает "диванизм" тем, что заставляет больного сначала во сне, а потом и в реальной жизни интересоваться происходящим, окружающим миром, прошлым и хотеть участвовать во всех событиях жизни. Это желание, "хотение" чем-то интересоваться и отсутствует пока в мальчике. У больного был срыв на почве незнания истории своего города. Давайте и начнём лечение в этом направлении. А, чтобы потом, когда он проснётся, он ничего не забыл из своих снов, нам нужна точка отсчета, какой-нибудь предмет, который поможет ему все вспомнить. (озирается по сторонам, видит карту географическую на стене) Это что за карта?

Мама. Это я для Илюшеньки купила, а ему и она не показалась интересной. А про Москву он сказал, что она карте выглядит всего лишь точкой, а его заставляют писать про нее сочинение...

Врач. Ну, тем более, давайте весь заряд луча направим пока на то, чтобы он соприкоснулся с историей Москвы и дали побывал участником некоторых событий. Давайте поставим отметку на карте о начале нашего лечения, а в конце лечения посмотрим на карту и... но лучше не будем забегать вперёд. Итак, приступим? (прикалывает флажок на карте)

Мама и все санитары (в один голос) Приступим!

Врач. Первый сеанс проведу я, а потом будем работать поочерёдно. Идите пока все отдыхайте, и вы (к маме) тоже отдохните. (Все уходят, остаётся врач и Илюшенька, лежащий на диване, и один из ассистентов для того, чтобы врачу было к кому общаться по ходу действия). Настраивайте прибор, (ассистенту) и доставайте летопись Москвы. (ассистент направляет на больного луч фонарика и достает из чемоданчика большую яркую книгу, подает ее врачу).
Ассистент садится около больного, врач берет книгу, встает и медленно открывает книгу — начинает звучать старинная русская музыка, врач медленно идет по направлению к краю сцены на зрителей и начинает читать под тихо звучащую музыку

Врач. (начинает читать на сцене, затем подходит к краю сцены и спускается в зрительный зал; там продолжает чтение, а на фоне его чтения занавес закрывается, уходят действующие лица, оставшиеся на сцене, звучит музыка)

“Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный”.
(М.Ю.Лермонтов)

Кто из нас не видал Кремля, кто им не любовался? Утром, включая радио, мы слышим, как мерно бьют часы-куранты на главной Кремлёвской башне. В старину ходили караульщики вокруг Кремля и громко выкрики¬вали в ночной тишине названия городов, нашедших защиту под сильной рукой Москвы. То и дело над Москвой-рекой, рекой Неглинной и над Красной площадью слышалось: "Владимир, Суздаль, Тверь, Новгород, Псков..." (продолжает звучать музыка, а слова эти — названия городов, словно эхо повторяют мальчики, одетые в одежды русских воинов или простую старинную русскую одежду; занавес к этому моменту открыть и по ней, по сцене, словно дозором, проходят воины по кругу и несколько раз произносят названия этих и других подмосковных городов, подчинившихся в старину сильной Москве. В это же время мальчик, который играет роль Илюшеньки подходит к карте и обозначает флажками яркими эти го¬рода. Илюшенька и исполнители, стоящие на сцене в образе старинных воинов или поселян, подходят к краю сцены и продолжают текст дальше.

Участники: (текст между ними можно распределить по их желанию)
— При впадении Неглинной в Москву-реку возвышался живописный холм, поросший лесом. Не было еще кремлевских стен и на месте нынешнего Манежа мирно паслись лоси...
— а от нынешнего Кузнецкого моста к Александровскому саду медведи шли на водопой...
— много зверей водилось в этих местах и разных птиц...
— звери давно разбежались, деревьев много повырублено, а вот птицы сохраняют верность старым гнездовьям — столетиями возвращаются они к старым гнездовьям, к местам, в которых привыкли жить...
— в этих местах хорошо жилось поселянам: край этот был водным, лесным, рыбным, охотничьим, медовым...
— здесь пересекались многие речные и конные дороги...
— жители охотились, промышляли, строили новые дома из толстенных бревен, самозабвенно трудились и слагали красивые песни, придумывали танцы...
(исполнители этого текста уступают место фольклорному коллективу, ко¬торый исполняет фрагменты своей программы — песни, танцы, хороводы...)

Фольклорный ансамбль выступает с частью своей программы.

Мальчик, исполняющий роль Илюши, может, если у него получится, встать вместе с фольклорным ансамблем — так сохранится идея его участия во всех действиях

Врач (идет по залу и продолжает читать летопись, поднимаясь на сцену, а участники ансамбля уходят). Это сытое, красивое место на окраине Суздальского княжества и облюбовал себе князь по прозванию Юрий Долгая Рука. Прискакал он вместе со своей дружиной из богатого города Суздаля, чтобы выбрать место для заставы-крепости. (врач передаёт летопись своему ассистенту, который его меняет, сам уходит за кулисы, а на сцену выходят новые исполнители в костюмах русских воинов времен Юрия Долгорукого. Исполнитель роли Илюшеньки выносит и прикрепляет на заднике сцены изображение памятника Юрию Долгорукому, потом встаёт и вместе с остальными исполнителями ведёт рассказ дальше)

Ассистент (и затем остальные участники):
— Полюбился князю удобный для обороны холм. Пусть, думалось Юрию Дол¬горукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли суздальской. (Можно наложить тоже какую-нибудь старинную музыку)
— Много городов в северных землях основал князь-строитель Юрий Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась.
— Написал Юрий из новой крепости своему военному побратиму, князю Святославу: "Приди ко мне, брате, в Москов".
— Ко встрече дружина Юрия Долгорукого наготовила много всякой снеди: меда, рыбы, лесной дичи... летописец об этой встрече написал кратко: “Был обед силен...”
— Шел 1147-й год. Этот год и стал считаться годом рождения Москвы.
— "Кто думал-гадал, — говорилось в народном предании, — что Москве царством быти, государством слыти?"
— А Юрий Долгорукий со своими воинами и гостями напоили коней из тихой Неглинной-речки, и закончили свою встречу песнями да танцами..
.
Фольклорный ансамбль исполняет часть своей программы в любой последовательности. Участники после выступления уходят, а на их место приходят новые участники с новым ассистентом, который держит в руках летопись и с ними вместе опять участвует Илюшенька.

Второй ассистент. Даже Юрий Долгорукий и его воины не помышляли, что на лесистых холмах вырастут дома, что появятся большие крепости и башни, что возвысится город, равного которому не будет в русской земле! (здесь можно дать фрагмент из хора Глинки “Славься, ты, славься Русь моя” и после небольшой паузы, во время которой звучит музыка, участники продолжают текст летописи)
— Москва выделилась и укрепилась. Постепенно все торговые пути стали пролегать через Москву и ее реки — с Запада на Восток и с Востока на Запад.
— А когда на Русь напали кочевники и богатые, сильные города: Рязань, Владимир, Суздаль (Илюша делает отметки флажками на карте) — были превращены в руины. Москва накапливала силы и собирала окрестные земли под свою уверенную руку.
— Когда же к Москве присоединились такие богатые и могущественные города, как Переславль-Залесский, Тверь, Ярославль (мальчик прикалывает флажки на карте), Москва стала центром всей Руси и постепенно смогла избавиться от ненавистного чужеземного ига.
— В конце ХIV века при князе Дмитрии Донском и победы в Куликовской битве, когда орде был нанесён сокрушительный удар, первенство Москвы уже никто не осмеливался оспаривать. Москва все больше строилась и укреплялась.
(здесь нужна какая-нибудь перебивка в чтении летописи — это или песня, или стихи, или фрагменты видеофильма ...)
— Сначала крепость над Москвой-рекой была из дуба, потом всё чаще стали появляться в Кремле каменные строения.
— При князе Дмитрии Донском поднялись башни и стены из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной... (звучит музыка)

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
(М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")

— Скоро Кремль не мог уже вместить в себя всего города. Местность вокруг Кремля — улицы, терема, церкви, лавки, посольские и торговые дворы — обнесли люди высокой стеной и назвали Китай-городом.
— Но и Китай-город скоро не вместил в себя всей Москвы. Тогда появился Белый город.
— Потом возник Земляной город.
— А когда возвели вал по линии нынешнего Садового кольца и выстроили дубовые стены вокруг, то Москва по размерам стала больше Лондона и Парижа.
— И на дальних подступах к столице выстроились монастыри-крепости: Донской, Новодевичий, Ново-Спасский и многие другие и зазвенели колокола московские..(запись звона колоколов).
Третий ассистент В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, и древние камни, и башни, защищавшие москвичей от врагов. Сколько они перевидали за свою долгую жизнь! Так и хочется их спросить: "Башни, башни, кто вас построил? И давно ли вы глядите на белый свет?"

Илюшенька. А башни, если бы могли, ответили бы нам так:
(прежние участники ушли раньше, в конце предыдущего эпизода, когда начинается колокольный звон, — их сменил ассистент, Илюшенька и после предыдущих слов Илюшеньки выходят участницы: девочки в старинных русских костюмах под русскую с музыку)
— Башни ответили бы, что они еще молоды — примерно годков по полтысячи...
— Гордо заметит Тайницкая башня, что она — самая старшая из сестер-башен. Мастера первой руки ее построили в 1485 году.
— А Царская башня напомнит, что она — самая молодая, ей всего 300 лет.
— Троицкая башня похвастается тем, что она самая высокая — рост ее — 80 метров.
— А самая маленькая ростом — Кутафья башня скажет, что хоть росту в ней всего 14 метров, да, как говорят в народе, "мал золотник, да дорог": стоит эта маленькая башня впереди своих сестёр и сторожит их. Она сторожевая и самая храбрая.
— А Москворецкая башня первой встречала врагов, приходивших из-за реки. Возле нее начинались первые схватки. И дольше всех глядела она вслед убегавшим от русских воинов врагов. — А Набатная башня славилась не только своей красотой, но и громким голосом. Ее голос был набатом — голосом тревоги. А в 1771 году по воле восставших горожан закричал, застонал колокол Набатной башни, чтобы услышали все горе и бедность людскую. Рассердилась императрица Екатерина II и приказала вырвать у колокола язык и осталась Набатная башня без голоса...
— А вот угловая Арсенальная башня хвастается 4-х метровой толщиной своих стен , которые и под землю уходят очень глубоко, чтобы сберечь для людей тайник — колодец чистой и вкусной воды. Крепкой выстроили Арсенальную башню, чтобы вода всегда была под надёжной защитой
— Всего-то башен-сестёр 30 и у каждой свои заслуги, каждой есть чем похвастаться.
А вот Спасскую башню знают не только москвичи или жители нашей страны — знает ее изображение весь мир и по ней сразу говорят: "Это Москва!" Все мы сверяем своё время и сейчас по бою часов на Спасской батоне. И об этой башне, и ее часах — особый разговор (раздается бой часов, куранты Спасской башни, участники этого эпизода уходят, а Илюшенька развешивает на стене изображения башен, о которых шла речь — он может это делать по ходу рассказа об этих башнях — это будет зримее, нагляднее.)

Четвертый ассистент Перенестись в далекую старину, нам, современникам космических кораблей, компьютерных игр, фантастического взлёта науки и техники, никакими техническими хитростями и изобретениями не удалось бы, если бы не передавалось из поколения в поколение особое ремесло летописца. Кропотливо и бережно, с помощью учеников своих записывали самые важные события на Руси летописцы для своих потомков, а точнее — для всех нас... (ассистент уходит, звучит старинная русская музыка, и под эти звуки выходят участники в костюмах летописцев, как у книгопечатника, а с ними тоже в таком же костюме – Илюша)

Летописцы: (их несколько, поэтому текст распределить по желанию участников)
— Перенесёмся с вами мысленно в далёкую старину. Тогда часы представлялись редкостью, удивительным чудом, которое все — и взрослые, и дети — сбегались смотреть и слушать. Первые башенные часы в России были сде¬ланы в 1404 году и зазвучали они на Соборной площади в Кремле. Называли тогда часы "часомерьем".
— Шло время. Князю Ивану III хотелось, чтобы Москва была самым пышным градом. За большие деньги отыскали в далекой Италии Архитектора Пьетро Антонио Солари. Под его присмотром и сложили московские мастера Спас¬скую башню.
— Был приглашен в Москву и "аглицкой» земли часовой мастер Христофор Головей. Под его началом русские кузнецы собрали башенные часы с колокольным звоном и боем.
— Время тогда делили на ДНЕВНОЕ и НОЧНОЕ. Дневное начиналось тогда, когда первый луч солнца падал на Спасскую башню, а ночное — с наступлением темноты. Циферблат был красив и разукрашен необычайно.
— Механизм требовал от часовщиков постоянного наблюдения, опытного глаза и умелых рук. Брали в часовщики не каждого, а если брали, то должен был этот человек дать и соблюдать неукоснительно клятву:
— Вот, как записана эта клятва у летописцев: "У дела на Спасской башне в часовниках не пить, не бражничать, вином и табаком не торговать, воровским людям стану и приезду не держать и с воровскими людьми не знаться".
— Народ любил и почитал Спасскую башню. Когда старинные куранты начинали играть "Марш Преображенского полка", все на площади снимали шапки. Через ворота также принято было проходить без шапки, а нарушителей народ наказывал.
— Через Спасские ворота отправлялись в поход полки, встречали воинов с победой, въезжали иноземные гости и послы разных государств. Много событий повидала на своем веку Спасская башня... (утихает музыка, участники уходят, Илюшенька вешает на задник сцены изображение Спасской башни, снова бьют куранты...)

Пятый ассистент А вот с помощью уже чудес современной техники предания старинных летописей озвучили, сняли по ним фильмы, сочинили песни, написали книги. Многие ученые, писатели, режиссёры мечтают оживить картины прошлого, как это мы помним по фильму "Иван Васильевич меняет профессию". В нем, кроме забавной истории мы узнаем, как одевались стражи Ивана 1V — Грозного, видим царские палаты, корону и другие предметы у самого царя... Давайте вспомним эти фрагменты, согласны? (к зрителям обращается и к Илюшеньке)

Илюшенька. Давайте посмотрим, я помогу. (Он занимается включением фильма.)

Фрагменты фильма «Иван, Васильевич меняет профессию» отобрать по желанию организатора-постановщика данного представления.

После кадров из фильма на сцене снова летописцы:
— Вот по этим кадрам создали мы впечатление об убранстве Кремля, о знаменитой Грановитой палате, которая помнит царствование всех правителей русских:
— Вот сидит за дубовыми столами, уставленными золотой и серебряной посудой в окружении бородатых своих бояр царь Иван Васильевич Грозный. Веселится царь и все его приближённые. А за кремлёвскими стенами гуляет простой народ — вся Москва празднует взято Казани. Много десятилетий казанские ханы разоряли и жгли русские города, уводили русичей в плен, обращали их в рабство… И вот теперь празднует русский народ своё освобождение, а в Грановитой палате дарят золотые ковши и собольи шубы тем, кто вёл воинов во время штурма Казани. (Илюшенька отмечает флажком Казань и вешает на заднике сцены портрет Ивана Грозного)
— А вот другая картина. 1654 год. Запорожский гетман Богдан Хмельницкий обнимается со стрелецким головой, и под звон гуслей и бандур звучат слова: "Москва и Киев — вместе навсегда!” (Илюша вешает портрет Богдана Хмельницкого)
— 1709 год. Победа над шведами. В камзоле за столом сидит царь Пётр I. Слышатся выкрики: “Победа!”, “Победа!”, "За Полтаву!" (Илюша вешает портрет Петра I).
— По имени гранёных камней парадный зал и именуется Грановитой палатой. Она велика и вместительна — её площадь почти 500 метров. Много лиц, много событий хранится в её памяти... (музыка, участники уходят, а Илюша включает видеофильм по исторг ХVII века)

Видеофильм по истории ХVII века — часть его или отдельные фрагменты — на усмотрение постановщика представления.

Шестой ассистент История нашей Москвы — необъятна, неизмерима и не под силу охватить ее ни в рассказе, ни в книге, ни в фильме. А интерес к истории этого удивительного города не угасает. И сейчас, когда все готовятся к ее …-летию, в школе №-- прошёл целый цикл разных конкурсов и мероприятий в честь этого дня. Писа¬лись сочинения, сочинялись стихи, рассказы, сказки, готовились подел¬ки школьными умельцами-прикладниками, выпускались классные стенные газеты, инсценировались рассказы по истории, проходили конкурсы чтецов, исполнителей на разных инструментах и вокалистов, фольклорный коллектив подготовил новую программу и многое другое...
Сейчас мы с вами побываем в этой школе и увидим самое интересное; сейчас будут награждать победителей многих творческих конкурсов, а лучшие номера художественной самодеятельности, лучших исполнителей и лучшие инсценировки по истории города нам сейчас будут предложены в исполнении учеников этой школы.
(Илюша и некоторые участники представления помогают в организационных моментах, в награждении, в исполнении разных номеров: они могут быть и участниками, и в качестве рабочих сцены).

Награждение и исполнение лучших художественных номеров (размещение номеров и очерёдность награждения идёт по усмотрению постановщика).

Предлагаемый художественный номер: мальчик, исполняющий роль Илюши и ученик постарше инсценируют стихотворение М.Ю. Лермонтова (или его фрагменты) "Бородино" (можно тот фрагмент, который начинается со слов: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." и остановиться по усмотрению постановщика).

Предлагаемый художественный номер (из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). На сцене участники: мальчики и девочки, одетые в одежду тех лет. Мальчик, исполняющий роль Илюши, — среди них, он тоже участвует в этой небольшой композиции.
Начинается фрагмент композиции с того, что перед всеми детьми, которые одеты в одежду времен войны, стоит мальчик моложе их — он одет в современную новую, нарядную одежду. Этот мальчик и начинает читать:
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и "катюши",
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши,
Рисуют мальчики войну...
Малыш садится за стол и рисует, к нему подходят еще такие же современные дети и тоже начинают рисовать, а стихи дальше выходит и читает девочка или мальчик постарше:
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, незнакомы,
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну...
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…
Чтец и малыши, которые рисовали, развешивают рисунки о воине и о Москве во время войны на заднике сцены и уходят. В это время ребята остальные начинают двигаться ближе к зрителям и ведут свой текст:
— В годы войны бомбы падали не только на взрослых, но и на детей. Дети того времени не виноваты были в том, что их детство, когда хотелось счастья, радости, игрушек, сладостей, улыбающихся родителей рядом с собой, совпало с завыванием воздушной тревоги, бомбами, снарядами, гибелью родителей, голодом и постоянным страхом...
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
— Была земля и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе — детство и война.
-И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть, мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
(Начинает звучать мелодия песни “День Победы” и под неё тихо участники уходят, а на сцене остается мальчик, исполняющий роль Илюшеньки и ассистент-ведущий, ко¬торый продолжает действие):

Седьмой ассистент Облик Красной площади запечатлели люди в своей памяти в день Победы 9-го мая 1945-го года. Это было величайшее счастье: окончилась война — самая жестокая из тех, что знало челове¬чество. А потом на Красной площади проходил парад Победы, о котором написано много стихов, песен, воспоминаний:

Илюша: Парад Победы,
Небо чисто
И лёгок ласточек полет,
Труба военного горниста
На Красной площади поет.
Москва, от флагов розовея,
На площадь высыпала вся.
И вот,
Ряды смыкая плотно,
Вдоль площади наперерез,
Шли победители поротно,
С винтовками наперевес!

Снова включается фонограмма пасни "День Победы". Илюша и участники на заднике сцены развешива-ют картинки про День Победы, флажки прикалывают к карте красные флажки вокруг Москвы.

Седьмой ассистент: Более 65-ти лет над страной и над Москвой не гремят разрывы, не вспыхивает небо снарядами и взрывами, а озаряется красочными праздничными салютами.
Растёт Москва, строится и готовится встретить свой день рождения!! Много песен создано о Москве и новые поколения стараются их выучить, как память о жизни своих родителей, дедов и прадедов. (звучит фонограмма песен о Москве или попурри из разных песен о Москве исполняют сами учащиеся школы.) (это могут быть следующие песни: "Хорошо на московском просторе" из к/ф "Свинарка и пастух" слова В. Гусева, музыка Т. Хренникова, "Москва майская" слова В. Лебедева-Кумача, "Моя Москва" слова М. Лисянского и С. Аграняна, музыка И. Дунаев¬ского, "Ленинские горы" слова Е. Долматовского, музыка Ю. Милютина, "Подмосковные вечера" слова М. Матусовского, музыка В. Соловьего-Седого, "Комсомольская песня" из к/ф "Комсомольцы-добровольцы" слова Е. Долматовского, музыка М. Фрадкина.)
Во время исполнения песен и других номеров Илюша и другие участники развешивают любые картинки и предметы, связанные с современной Москвой. Последней нужно сделать песню, которую может исполнить под гитару солист школы — он выходит на авансцену, за ним закрывается занавес, а во время его исполнения на сцене восстанавливается ин¬терьер квартиры, в которой живёт наш персонаж — Илюшенька. Восстанавливается весь прежний вид, но все картинки на заднике не снимаются.

Илюшенька лежит на диване, около него сидит врач и склонилась мама. 2-3 ассистента тоже ждут, когда будет известен результат экспериментального лечения.) (тихо звучит любая инструментальная музыка, на сцене у исполнителей нет никаких движений — все ждут. Музыка постепенно затихает, звучат позывные "Не слышны в саду..." Они звучат несколько раз и после них говорит диктор — это радио:

Диктор: Говорит Москва! Говорит Москва! Московское время 14 часов! Передаём сигналы точного времени (начинает звучать сверка времени, бой часов на Спасской башне, куранты)

Илюшенька. (поднимается с дивана и удивленно смотрит на врачей) Мама, что случилось? Ты не заболела? (мама пытается что-то сказать)

Врач. (останавливает ее успокаивающим жестом) Все в порядке, Илья. Никто не болеет. Мы у вас в гостях, беседовали с мамой, а ты спал.

Илюшенька. Я спал? А как же вот это? (показывает на картинки и другие предметы на заднике сцены) Мама, это ты повесила? (мама отрицательно кивает головой) Нет, подожди, я что-то вспоминаю... (подходит к карте, к стене, рассматривает все флажки, предметы. Все смотрят на него. Тихо звучит песня в исполнении Газманова: "Москва, твои колокола..." Как мне нравится эта песня! (слушает ее, песня звучит громче, все прислушиваются, встают.)
Мама, я знаю, о чем писать сочинение! (Быстро идёт к столу, начинает писать. Все тихо, чтобы ему не мешать, выходят из комнаты. Песня о Москве в исполнении Газманова звучит на полную громкость. Илюша пишет. Занавес медленно закрывается.)