![]() |
Проект «Деревья нашего участка»
Журавкова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ Д/С №3 «Ёлочка», г.Лесозаводск, Приморский край.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Деревья нашего участка»
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители
Направление проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный
Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие
Целевая аудитория: ориентирован на возраст 5 – 6 лет
Цель проекта: изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе , а так же природно – охранная деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром
• Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года
• Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение
Развивающие:
• Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу
8. Вопросы проекта:
• Как зовут тебя, дерево?
• Какие у тебя семена?
• Какого роста ты будешь, когда станешь взрослым?
9. Ресурсы проекта: информационный, методический
10. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
11. Актуальность: реализуя проект, «Деревья нашего участка», у детей будет развит интерес к представителям растительного мира, деревьям; трудовой навык и умение по уходу за живыми объектами, сформирован разный подход детей к природе (природоохранный, эстетический, гуманный и познавательный)
12. Предполагаемый результат: создание экологического альбома вместе с родителями «Деревья нашего участка», выставка «Лесные скульптуры»
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.
Цель | Форма работы | Результат |
Заинтересовать детей и родителей проекта | Беседа «О деревьях» | Выявили представление детей о деревьях и отношение к ним |
Подобрать литературу и наглядный материал по теме | Совместная поисковая деятельность | Подобрана литература и материал по теме |
2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя
Цель | Форма работы | Результат |
Расширить представление детей о деревьях, растущих на территории детского сада | Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?» | Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении, внешнего вида |
Научить детей находить сходства и отличия коры деревьев | Исследовательская деятельность «Рассматривание, сравнение коры дерева» | Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности |
Научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев | Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян деревьев» | Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности |
Учить сравнивать и составлять рассказ о дереве | Дидактические игры: «Сравни» | Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве |
Определять лишний предмет | Д. и.: «Что лишнее» | Дети научились определять лишний предмет |
Указывать плод растения | Д. и: «Назови плод» | Дети научились узнавать и называть плоды растений |
Находить дерево по описанию | Д. и: «Найди свое дерево» | Дети научились находить дерево по описанию |
Научить детей рисовать березу | Рисование «Береза» | Дети научились рисовать березу в разное время года |
Научить детей составлять панно из осенних листьев | Аппликация «панно из осенних листьев» | Дети научились составлять панно из осенних листьев |
3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня
Цель | Форма работы | Результат |
Закрепить элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе; систему жизнеобеспечения дерева | Занятие «Деревья наши друзья» | У детей сформированы элементарные представления о жизни деревьев, системе жизнеобеспечения, об их красоте и пользе |
Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и родителей от участия в выставке | Выставка работ родителей и детей «Лесные скульптуры» | У детей и родителей сформировалось хорошее впечатление от выставки |
Описание продукта: выставка «Лесные скульптуры»
В ходе проекта, родителям и детям было предложено участие в выставке «Лесные скульптуры». Работы были изготовлены из природного материала. Родители и дети проявили фантазию, творческое воображение, умение неординарного подхода к делу. У детей и родителей были созданы положительные эмоции от полученных впечатлений.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Этапы работы над проектом
3. Описание продукта
Литература:
1. «Мудрость дерева» А. Лопатина
2. «Жизнь дерева» А. Лопатина
3. «Зеленая страна» Е. Серова
Приложения 1.
Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?»
Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые: друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?
Приложение 2.
Исследовательская деятельность:
«Рассматривание, сравнение коры дерева»:
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву?
«Рассматривание и сравнение семян деревьев»:
1. На что похожи семена?
2. От какого дерева эти семена?
Приложение 3.
Занятие «Деревья-наши друзья».
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)
Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева):
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору. Надежно защищает
она дерево в бору. Создают прохладу под деревом
листочки, Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
- Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.
-А это что за дерево?
Выходит второй ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая, Я в парке
сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды. Найду я
зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли?
Выходит третий ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух. Над улицей несутся сотни белых мух».
(С.А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Выходит четвёртый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?
-1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
-2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
-Как выглядит сосна?
(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна ,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась !
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)
-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(Дети: у березы)
-у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
-А сейчас, отгадайте загадки:
3. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
4. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.