Сценарий конкурса чтецов для 5-6 классов «Голос музы тёмной» (Осень и зима в произведениях А.С.Пушкина)

 

Разноцветный мирЭлектронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Сценарий конкурса чтецов для 5-6 классов

Автор сценария – Гильманова Резеда Насимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ-Гимназия, села Чекмагуш, Чекмагушевского района, Республики Башкортостан

Тема: «Голос музы тёмной» (Осень и зима в произведениях А.С.Пушкина)

Цель мероприятия: выявление одаренных детей, развитие навыков художественного чтения поэтических текстов, закрепление знаний учащихся о художественных средствах, развитие стремлений учащихся к углублённому изучению поэтического наследия А.С.Пушкина, эстетическое воспитание учащихся.

Реквизит: портрет поэта, шляпа-цилиндр, гусиные перья, чернильница, свечи в подсвечнике на небольшом столике с краю сцены.

Действующие лица:
Ведущий,
Поэт,
Муза,
Знайка,
Незнайка,
Осень,
Зима.

Сцена 1. Ведущий появляется с гусиным пером в руке. К нему из зала рвется мальчик.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я нашёл гусиное перо. Настоящее!
Хм! Сколько гусей пострадало из-за того, что люди научились писать?! Интересно, а в школе тоже гусиными перьями писали?
Ребята, таким же пером лет 200 тому назад писали произведения великие поэты! И даже Пушкин! Вообще-то непонятно, как можно им писать? Ребята, может, вы знаете?

Мальчик из зала выбегает на сцену. Он спешит, мечется по сцене… Выхватывает у ведущего перо и под действием волшебного пера преображается.

Мальчик: Я знаю! Я читал! Нужны специальные чернила и перочинный ножик! Перо надо очинить, а потом обмакнуть в чернила и писать…

Ведущий: Кажется перо волшебное… Сейчас проверим…

Ведущий усаживает мальчика за стол, надевает ему на голову цилиндр. Мальчик входит в образ Поэта, макает перо в чернильницу и начинает писать.

Ведущий: Ты превращаешься в поэта! Вы – Александр Сергеевич Пушкин!

Поэт:
Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Везде приятнейшую весть…

Ведущий: Пишите. Пишите…

Поэт:
Но лишь божественный глагол
До слуха вашего коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орёл…

Ведущий: Вот видите! Я и раньше подозревал, что поэзии без волшебства не бывает.

Ведущий довольный шуткой убегает.

Сцена 2. Поэт и Муза.

Поэт:
Но голос музы темной
Коснется ль уха твоего?
Поймёшь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта
Как некогда его любовь
Перед тобою без ответа
Пройдёт, непризнанное вновь…
Вновь... Вновь… Вновь…
Ах, снова остановка.
Слова, слова…
Ах, Муза, вновь явись ко мне…

Входит Муза.

Муза: Я всегда готова явиться на твой зов, поэт. Я – Муза, дочь Зевса и Мнемозины. Спешу к тебе на помощь. Твои слова сплетают чудный хоровод мыслей… Лови!

Поэт:
Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я…

Муза: Нет, нет! Пиши обо мне…

Поэт:
В часы печали томной,
Была ты предо мной
С лампадой и мечтой.
В минуты вдохновенья
К тебе я прибегал
И музу призывал
На пир воображенья…
Какая мука писать стихи…
Зачем? И для кого?

Муза:
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм!

Поэт:
Мои надежды, чувства
Без лести, без искусства
Бумаге передай...

Сцена 3.

Ведущий объявляет конкурсанта, который читает стихотворение «Уж небо осенью дышало».

Сцена 4. Спор Незнайки и Знайки.
На сцене появляется Знайка, он держит в руках гусиное перо, удивлённо озирается.

Знайка:
Перо волшебное, вот это,
Меня к вам привело.
Оно летало где-то,
Гуляло, пело и скрипело.
Меня с собою привело…

Ой, что со мной? Стихами заговорил…

Давным-давно гусиное перо
Скрипело по бумаге.
Текли стихи, лились стихи…

Здравствуйте, ребята! Я хотел вам рассказать о том, как пишутся стихи.
Двести лет тому назад писали стихи гусиными перьями, а сегодня можно обойтись даже без ручки и набрать текст на компьютере. Так что совсем не важно, чем и как пишутся стихи. Главное – это вдохновение. А вдохновение – это своеобразное напряжение, подъём творческих сил и способностей человека, наблюдаемые в процессе творчества. Вдохновение сопровождается повышением общей активности человека и особенным подъёмом чувств.

Незнайка: Привет, ребята! Я пришёл сообщить вам прекрасную новость: я решил стать знаменитым поэтом! Как Пушкин! Ну, чего вы смеётесь?

Знайка: Здравствуй, Незнайка! Ты же хотел стать знаменитым художником. Как поживает твоя выставка портретов?

Незнайка: Ну… Выставку испортил Гунька. Пришёл и начал кричать: «Я здесь не похож! Я не похож!» Я да я! А я-то здесь причём?!
Это краски у Карандаша плохие! И кисточка мне кривая попалась…

Знайка: А сюда ты зачем пришёл?

Незнайка: Я не хотел. Вот это гусиное перо притащило меня сюда. А ты что здесь делаешь?

Знайка: Я сюда в гости пришёл. Меня сюда вот это гусиное перо привело. И я расскажу ребятам о том, что такое поэзия!

Незнайка: Что тут рассказывать! Стихи – это стихи. Самое главное – это рифма! Вот послушайте:
Я – поэт! Зовусь Незнайка!
От меня вам балалайка!

Знайка: Незнайка, остановись! Рифма – это очень важно! Но чего-то в твоих стишках не хватает.

Незнайка: Всего хватает! Не умничай!
Ребята, давайте играть в рифмы. Я начинаю!
Лето – пропето, осень – восемь, зима – дома…
Незнайка, выкрикивая слова, дразнит Знайку и убегает. Знайка бежит за ним.

Сцена 5. Игра «Подбери рифму».

Ведущий: Ребята, давайте научим Незнайку подбирать рифмы.
Зелёный – учёный.
На дубе том – кругом.
В игре используются рифмы из отрывка «У лукоморья дуб зелёный».

Ведущий: Спасибо всем большое. Я убедился в том, что вы внимательно читаете произведения Пушкина. А сейчас слушаем наших лучших чтецов.

Сцена 6. Чтец читает стихотворение «Унылая пора».

Сцена 7. Осень и Зима.

Осень: «…Очей очарованье… Приятна мне твоя прощальная краса…» Самые красивые слова находил Александр Сергеевич, когда писал обо мне, об Осени. Мы были с ним очень дружны. Ясными золотыми днями гуляли по лугам, по лесам… Дождливыми вечерами, сидя у печки, писал он обо мне: «Роняет лес багряный свой убор…»

Зима: Ой! Ой! Подружка Осень! Что-то ты расхвасталась не в меру. Самые чистые, звонкие стихотворные строки Александр Сергеевич посвятил мне Зимушке-Зиме! Вот послушайте чтеца.

Сцена 8. Чтец читает стихотворенье «Зимнее
утро».

Сцена 9. Осень, Зима и ведущий.

Ведущий: Проникновенные строки завораживают. Они передают красоту природы и красоту чувств человека, его настроение.

Зима: Вы убедились, что поэт очень любил русскую зиму. Никто не будет с ним спорить…

Осень: Никто не будет спорить с тем фактом, что Александр Сергеевич специально осенью приезжал В Болдино, чтобы писать. Именно мои золотые листья приносили поэту вдохновенье! Моё осеннее золото! А не твои холодные и колючие снежинки!

Ведущий: Этот спор ни к чему не приведет. Не важно, откуда поэт черпал вдохновенье. Важно, что стихотворения живут, несут людям красоту. Лучше послушайте наших чтецов. Ведь ребята так долго готовились, ждали встречи с вами.

Сцена 9. Чтецы читают стихотворения «В тот год осенняя природа», «Настала осень золотая» и др.

Сцена 10. Общение с залом.

Ведущий: Чудесно! Поэт смотрит на ту же природу, окружающую нас, использует те же слова, нам всем понятные. Так же как и мы чувствует, думает, переживает…. Но как-то глубже, тоньше, острее... А в результате получается чудо поэзии! Наверное, всё-таки без волшебства не обходится. Ещё нужен дар служения своему таланту. Знания, упорный труд, сила воли. Особый дух. Нужно знать и чувствовать то, о чём пишешь. Ребята, а вы знаете, как называется главная мысль произведения?

Из зала: Тема.

Ведущий: А какой теме были посвящены стихотворения, прозвучавшие сегодня?

Из зала: Осень и зима в произведениях А.С.Пушкина.

Ведущий: Совершенно верно. Наши замечательные артисты и чтецы донесли до нас мысль о том, что поэт – это такой же человек, как ты и я. Но он обладает даром слова. Он умеет видеть прекрасное умеет слышать главное. Он может рассказать о том, что видит, слышит, чувствует…

А теперь слово нашему авторитетному жюри.

Сцена 11. Награждение победителей.

На сцену выходят все артисты и чтецы.

Сцена 12. Финал.

Ведущий: Ребята, мы сегодня соприкоснулись с творчеством великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его гений освещает жизненный путь всех русскоговорящих людей планеты Земля, будьте достойны своего великого соотечественника! Пусть всегда звучат его бессмертные строки посвященные нам:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое…

Литература:
1. Стихотворения Александра Пушкина. Сост.
С.Бонди. М., 1987.