![]() |
Работа с родителями
Из опыта работы учителя начальных классов Зиновьевой Ольги Николаевны, МБОУ "Инжавинская средняя общеобразовательная школа", Тамбовская область, р.п. Инжавино
Учение – серьёзный и нелёгкий труд. Полюбит ли ваш ребёнок труд или нет? Он его полюбит, если каждый день его трудовые усилия будут приносить ему хотя бы маленькие, пусть незаметные на первый взгляд успехи, а с ними радость. Найти этот маленький успех у каждого ученика, дарить радость каждый день – задача учителя начальных классов. А главным помощником учителя являются родители.
Школьная жизнь на каждом шагу убеждает педагогов в том, что лучшими классами бывают, как правило, те, в которых преобладающая часть родителей активно помогает учителю. Педагогический союз классного руководителя, учителей и родителей – могучая воспитательная сила.
Каждый раз, когда я набираю первый класс, меня волнуют мысли о том, что из себя представляют мои будущие ученики, и о том, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. На первом родительском собрании предлагаю родителям изучить Памятку для родителей первоклассников и стараться всегда следовать её советам.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Меняется весь образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно учиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.
И вот тут – то неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий во всех его начинаниях.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка.
В этот период школьник под руководством взрослых совершает важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
- Физическое здоровье
- Развитый интеллект
- Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- Умение считать и читать
- Выносливость и работоспособность
- Хорошая память и внимание
- Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
Все эти факторы имеют определённую степень значимости. А как много надо знать первокласснику, родители убедились, присутствуя на уроке мастер- класс (интегрированный урок математика- информатика- обучение грамоте) .
В начальных классах нужна и возможна интеграция, так как учителя ведут большинство учебных предметов сами.
Пока ребёнок учится в начальных классах, т. е. у одного учителя, родители спокойны. Они знают, что с их ребёнком ничего не случится. Даже если ученик пришёл без тетради и ручки, забыл учебник или вторую обувь, варежки или шарф – учитель отдаст свои, лишь бы ребёнку было уютно и комфортно на уроке. Не зря многие ученики своего первого учителя называют второй мамой – она умеет выслушать, вовремя посоветует и окажет посильную помощь. Поэтому и в старших классах ребята продолжают приходить к учителю начальных классов, когда требуется помощь.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться.
Для выполнения учебной деятельности у ребят еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры. Поэтому, как говорит Ш.А. Амонашвили: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Чем эстетичнее учитель сумеет оформить свои уроки, тем увлеченнее будут играть дети, отвечая на его вопросы, и результаты урока будут надежнее.
Вот поэтому на уроке мы бываем работниками радиовещания и телевидения, выбирая чтецов и актёров для исполнения изучаемого произведения;
работниками торговли и транспорта, когда знакомимся с правилами поведения в общественных местах. Проводим конкурсы, чтобы выбрать ведущего для нового мероприятия. В кабинете висит девиз:
Не говори – не умею,
А говори – научусь.
Все эти годы я учусь сама и учу детей самостоятельно добывать знания, делиться ими и правильно применять. Ведь всё, что ты узнал, должно иметь применение. А каждый прожитый в школе день должен принести что-то новое, ради чего ученики идут в школу. В конце дня спрашиваю у ребят:
- Что нового вы сегодня узнали? А какие уроки жизни особенно вам запомнились? И особенно приятно учителю, когда после таких уроков, открывая утром класс, мальчики пропускают девочек вперёд, помогают донести пакет со второй обувью. А всё потому, что узнали, что девочки – это будущие мамы, и, помогая девочкам, мы помогаем маме.
В классе традиция - поздравлять именинников. Каждый именинник должен назвать своего лучшего друга, с которым бы он мог пойти в разведку, и надёжную подругу, которой можно доверить самый главный секрет. Друзья в свою очередь готовят поздравление, которое с каждым годом бывает содержательнее и интереснее. Ребята учатся свободно высказывать свои мысли и пожелания даже родителям и учителям. Когда выпадает очередь поздравить своих родителей на празднике в классе, ребята делают это с особым удовольствием.
Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы. Большое значение самостоятельной работе придавал К.Д. Ушинский. Педагог считал, что задача учителя состоит в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. На уроке математике дети выполняли задание, и, выполнив его правильно, ребята прочитали фамилию адмирала Ушакова. Никто про него ничего не знал, книг в библиотеке не оказалось. Вот тут-то и назрела необходимость выйти в Интернет. Как было приятно услышать, что родители помогли сыну первокласснику найти нужную информацию.
Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка праздник “Папа, мама, я – читающая семья”, индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге”.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Однажды на уроке мы говорили о том, что любим. Каждый рассказывал о своем. В классе есть мальчик, который много читает. Мама рассказывала, что он никак не оторвётся от книги. Родители всегда интересовались, что читает их сын, и старались ему предложить ненавязчиво интересную детскую книгу. Так и привили ему интерес к чтению. Ребята с удовольствием слушали его рассказы – смешные и эмоциональные. Я попросила записать дома все свои рассказы. На следующей день читали сочинение Кости Дубровина.
Что я люблю и почему?
Каждый человек на свете любит что- нибудь свое. Некоторые любят футбол, другие любят музыку. А я люблю читать. Я люблю смешные, веселые истории. Когда я читаю, мне кажется, что я это вижу и даже там нахожусь. В книге можно узнать много интересного и познавательного о людях, о зверях, птицах и о разных интересных происшествиях. В книге можно путешествовать по различным странам и времени. Там можно побывать в пустыне, в лесах, у водопада. Книга может рассказать о том, чего не бывает, об удивительном мире, который окружает нас. Книга- лучший друг человека.
Каждому ученику предлагаю вести читательский дневник, который родители обязательно должны регулярно проверять, что именно читают их дети. Сама же постоянно просматриваю эти дневники и объявляю благодарность тем детям, кто читает много дополнительной литературы. Стараюсь всегда найти в ребёнке то, за что можно его похвалить, а не то, за что поругать.
Чтобы сформировать читательский интерес у детей младшего возраста, необходимо заинтересовать их. С этой целью провожу в классе познавательные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звёздный час», КВН по сказкам. Такие игры позволяют мне убедиться в качестве знаний по различным предметам. А как приятно детям блеснуть своими знаниями перед родителями и одноклассниками. Такие встречи проходят интересно и несут в себе большой эмоциональный заряд.
Особенно понравился детям конкурс, проведенный вместе с родителями «Папа, мама, я – читающая семья». Этот конкурс помог родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание родителей на то, что читают дети. Во время проведения конкурса была организована выставка книг, которые читают в семье, родители вместе с детьми инсценировали сказку, участвовали в конкурсе «Продолжи стихотворение», «Кто здесь был и что забыл». Была в программе литературная викторина, аукцион пословиц о книге и чтении, поэтический турнир, соревнование в семейном скоро чтении скороговорок. Все участники в награду получили книги от спонсоров мероприятия (бывшие ученики и их родители).
Проведенный праздник «Посвящение в читатели» помог мне в том, что все дети стали постоянными читателям. Посетив читальный зал библиотеки, дети могли приготовить небольшие сообщения к уроку о жизни растений и животных, об отдельных исторических личностях. Родители в подарок приготовили самые интересные детские книги, пополнив классную библиотеку.
Устный журнал «Зимушка – зима» подтолкнул ребят к составлению альбома о зиме. В него были помещены любимые стихи о зиме, о Новогоднем празднике, пословицы, загадки, рисунки о зимних забавах. На поэтических пятиминутках каждый мог рассказать о своем собранном материале. И опять на помощь пришли родители. Каждый ребёнок рассказал любимое новогоднее стихотворение мамы или папы, а некоторые даже выучили стихотворение для бабушки. Конкурс на лучшее новогоднее поздравление родителям, друзьям, учителям школы, оформленное в виде открытки понравился многим гостям.
Вся эта работа позволяет моим ученикам выражать свои мысли в письменной и в устной форме. Они умеют анализировать ответы учеников, ставят отметки, вступают в беседе в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой- либо области знаний.
Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы. Большое значение самостоятельной работе придавал К.Д. Ушинский. Педагог считал, что задача учителя состоит в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. Весьма эффективной формой закрепления навыков являются задания на составление предложений и мини – рассказов по опорным словам, подобранными самими детьми. Например, объявляю тему «Золотая осень», а дети подбирают слова (листья, ковер, звери, птицы, небо, солнце, грибы, ягоды). В течении 5 – 10 минут ребята работали над составлением рассказа. Получился интересный рассказ.
Красавица – осень.
Наступила золотая осень. На деревьях пожелтели листья. А осины стали желто–красные. Многие листья опали с деревьев, и земля стала похожа на пестрый ковер.
Все звери готовятся к зиме. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Все реже светит солнышко. Природа готовится ко сну.
Задания постепенно можно усложнять. В 1 классе провожу следующую работу.
На столе ставлю чашки, чайник, варенье, ложки, конфеты и расстилаю скатерть. Спрашиваю у детей, а когда это бывает нужно? –
Если ты подумаешь,
то рассказ придумаешь.
Дети с удовольствием составляют рассказ о том, как угощали чаем бабушку, которая пришла к ним в гости. Любят придумывать различные истории про свои любимые игрушки. А вот Света Каргина со своей мамой сочинили частушки про игрушки.
У меня большая радость
В этом нет сомнения
Подарили куклу Барби
Мне на День рождения.
А потом купили дом
Мебель новая вся в нем!
Готовили угощение
Всем на восхищенье!
Наряжаю куклу я
В новые одежки
И завидую, друзья,
Кукле я немножко.
А она красива очень,
Словно «Мисс – Вселенная»,
Дружба с нею у меня
Необыкновенная.
Разговариваем с ней
Словно две подружки
Ночью спать кладу ее
На свою подушку.
Утром в школу мне идти
Жалко расставаться,
Как приду из школы я
Будем мы играться.
Доверяю ей всегда
Школьные секреты
От девчонок иногда
Передаю приветы.
В своей работе учителя используют метод проектов. В условиях базовой школы исследовательская деятельность учеников – одно из основных направлений развития учащихся. Ребята начальных классов в основном владеют элементами исследовательской деятельности и способны создать отдельные модули проектов. Поэтому у нас сложились совместные проекты учитель – родители – ученики. Такие проекты помогают учителю прививать детям любовь к книге (Например, проект на тему «Что говорят стихи?», «Моя семья», «Что означают наши имена», «Берёза – символ России»). Родители оказывают посильную помощь в приобретении знаний, изготовлении масок и костюмов, поделок на определённую тему.
Главным результатом проектных работ является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Один из последних проектов – создание в классе «Тетради почёта». В ней дети пишут по очереди и классную и домашнюю работу, приносят её домой, и показывают своим родителям. Так родители имеют возможность увидеть успехи всего классного коллектива, сравнить своего ребёнка, похвалить, если это необходимо или помочь преодолеть трудности. Эта тетрадь помогает нам работать над ошибками в классе. Итог: организация праздника с представлением детского проекта «Тетрадь почёта» на школьной выставке и презентация для родителей.
Элементом исследования на уроках письма является такой вид работы, как «Знакомство с новой буквой». В классе висит стенд «В гостях у буквы», который постоянно обновляется. Дети ищут предметы - на что похожа данная буква, готовят загадки с отгадками на эту букву, выполняют рисунки, сочиняют историю про неё. Дома учат стихи, запоминают скороговорки с этой буквой и стараются назвать как можно больше слов. Так быстрее запоминается всё новое, развивается речь и появляется интерес к изучению нового.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики, родители и учитель творцы, всегда находятся в поиске вместе с ребёнком.
Сейчас уже видны пусть и небольшие, но результаты этой работы. Дети стали активно участвовать в художественной самодеятельности, в благоустройстве своего посёлка и школы (родители помогали выращивать рассаду цветов), принимают активное участие в драматическом кружке «Что за прелесть эти сказки!», становятся дружными и сплочёнными. Постановки всегда готовим на два состава, чтобы было больше участников, и показываем их дошкольникам, учащимся начальной школы и родителям, которые помогают проектировать костюмы и маски. Ребята из драматического кружка принимали участие в фестивале театральных коллективов, проводимом в канун международного дня театра на сцене муниципального учреждения культуры «Культурно-досуговый центр Инжавинского района» - он проходил в рамках предстоящего юбилея области. Ученики 3-б класса были самыми юными участниками фестиваля. Они показали инсценировку по мотивам русской народной сказки «Каша из топора».
Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными, с Красной Книгой Тамбовской области и России проходило в здании администрации заповедника «Воронинский». Много внеклассных мероприятий проведено на их базе. Это игры «Поле чудес», викторина о лесе и воде, фильмы о природе родного края. Ученики получают не только необходимые сведения о природе, но и сами делают выводы о гармоничном взаимодействии с ней. Многие дети принимают участие в конкурсах, проводимых работниками заповедника. Например, в конкурсе «Сохрани жизнь хвойным деревьям» дети рисовали елочку и подписывали
«В лесу родилась елочка
и там расти должна».
Участники конкурса вместе с родителями делали ёлочку из конфет, из цветной бумаги, из пластиковых бутылок. Участвуя в акции «Подкормите птиц зимой» родители помогли сделать кормушки и повесить их у дома.
Подкормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Дети не отказывали в помощи птицам, а себе – в удовольствии знакомства с ними.
Огромную помощь оказывают родители и во внеклассной работе, которой я уделяю серьезное внимание, так как она помогает изучить ученика. Урочная и внеурочная работа в своем единстве приносят свои плоды. Дети активны на уроках и с удовольствием принимают участие во всех школьных и классных мероприятиях. Это и праздники по предметам («Праздник первого десятка», «Праздник пунктационных знаков», «Спасибо Азбука тебе!», «Посвящение в читатели», «Мы школьниками стали», «Масленица», «Ярмарка», КВН, «Дни здоровья», «Веселые старты» и т.д.).
По результатам анкетирования родителей и по их инициативе провели экскурсии на предприятия к маме или папе: на Завод растительных масел, Пищекомбинат, Маслосырзавод, Деревообрабатывающую фабрику, на почту, где провели мероприятие «Получите письмо» Для всех праздников дети готовят родителям пригласительные, а те помогают в подготовке костюмов. Родители – активные участники школьных («Масленица», День открытых дверей) и классных мероприятий («Мы школьниками стали», «Праздник чисел первого десятка», «Играем вместе», «Звёздный час», «Новый год в разных странах мира», «Праздник чая», «Мы – будущие защитники Отечества»). Вся эта совместная работа учителя с родителями направлена на воспитание уважения, любви к старшему поколению детей, желанию больше узнать об их жизни; развитию кругозора, творческих способностей, воспитанию ответственности за порученное дело.
На сайте школы, в газете «Инжавинский вестник» – отклики родителей выпускников о проведённых мероприятиях класса.
Неоднократно мои ученики вместе со своими родителями выступали на сцене в отчетных концертах за честь школы. Но главное то, что за эти годы дети не потеряли интерес к учебе, сдружились, а родители стали ещё активнее. Они любознательны, восприимчивы, с ними интересно работать.