![]() |
Последний герой. Творческая смена в летнем лагере
Сизов Н.А., Юнушкина О.П., г. Заречный Пензенской области
Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. В соответствии с ее замыслом каждый отряд получает статус племени. В первый день ребятам предлагается выбрать название, девиз и вождя племени. Также им нужно начертить карту «Волшебной страны ЮТ», придумать названия объектам, расположенным на территории лагеря и оформить свое отрядное место — стоянку племени.
В лагере вводится специальные названия для его должностных лиц, активистов и большинства объектов, которые наносятся на карту «Волшебной страны ЮТ». Ниже представлен словарь сюжетно-ролевой игры «Последний герой».
Словарь сюжетно-ролевой игры «Последний герой»
Мудрейший — начальник лагеря
Мудрейшая — старший воспитатель
Старейшина — воспитатель
Смотрящий — вожатый
Племя — отряд
Вождь племени — командир отряда
Чистый Родник — медицинский работник
Хитрая Веревочка — инструктор по физической культуре
Шаман — педагог дополнительного образования
Вещун — педагог-организатор
Совет старейшин — планерка
Совет племен — сбор, линейка
Совет вождей — сбор командиров отрядов
Поляна идолов — место проведения линейки
Пещера звуков — клуб
Дикое поле «Фу» — футбольное поле
Дикая местность — территория за пределами лагеря
Стоянка племени — корпус, место жительства в лагере
Названия племен — участников сюжетно-ролевой игры «Последний герой»
Племя «Ямайские лунатики»
Девиз: «Мы не спим ни днем, ни ночью,
Мы лунатики, и точка!»
Племя «Тасманские дьяволы»
Девиз: «Через пламя мы пройдем,
Дружбу нашу сбережем!»
Племя «Дикие кабаны»
Девиз: «Мы всю землю перепашем,
Но победа будет нашей!»
Племя «Золотые драконы»
Девиз: «Мы летаем выше всех,
И всегда нас ждет успех!»
Племя «Белые волки»
Девиз: «Мы найдем друзей повсюду,
мы найдем друзей везде.
Всем поможем мы на свете,
и на суше и в воде!»
Племя «Снежные барсы»
Девиз: «Всегда готовы друг другу помочь,
Поднять настроенье, дежурить всю ночь.
Мы бы хотели и с вами дружить,
Барсы добры, их можно любить!»
Племя «Хитрые тигры»
Девиз: «Мы хитрые тигры, победа за нами.
Мы бегаем быстро лесами, полями.
Друг другу нужны мы как брат и сестра.
Друг другу мы помогаем всегда!»
Племя «Чирикнутые колибри»
Девиз: «Чик-чик-чик-чирик.
Кто чирикает не в лад?
Чикчирикнутых отряд.
Мы летаем дружно, нянек нам не нужно!»
Племя педагогов «Мудрые совы»
Девиз: «Покой в племенах
На наших крылах.
Ни ночью, ни днем
Мы глаз не сомкнем!»
Ход игры «Последний герой»
День первый
«Совет племен»
Сбор проходит под бой барабанов. Совет племен начинают и ведут вещуны Мудрый КУ и Хитрый ГА.
Мудрый КУ. Здравствуйте, племена!
Хитрый ГА. Мы, Вещуны, хотим говорить с вами!
Мудрый КУ. Вы находитесь на главной поляне «Волшебной страны ЮТ» — на Поляне идолов!
Хитрый ГА. Идолов всего девять — по количеству племен. Как они будут выглядеть и что символизировать, решать вам — племенам.
Мудрый КУ. А пока никто не смеет зайти на Поляну идолов без разрешения Старейшины.
Хитрый ГА. Право ступить на Поляну идолов будет иметь тот, кто отличится в испытаниях и завяжет Ленту Желаний на Дереве Героев.
Мудрый КУ. Вы объединились в племена, но пока у вас нет имени, нет легенды, нет знамени с эмблемой вашего племени.
Хитрый ГА. Все это племенам предстоит придумать и сделать своими руками.
Мудрый КУ. Племя без вождя — как небо без птицы…
Хитрый ГА. Как земля без корня…
Мудрый КУ. Как вода без рыбы…
Хитрый ГА. Как огонь без полена. Вам предстоит выбрать вождя племени. Пусть им станет самый достойный.
Мудрый КУ. В этом вам помогут ваши Старейшины…
Хитрый ГА. Ну а сейчас вам предстоит первое испытание — «Лицом к лицу».
Мудрый КУ. Пройдя этот испытание, вы не только лучше узнаете друг друга, но и познакомитесь с теми, кто поможет вам проявить свою ловкость, силу, умение, а еще и многому научит.
Хитрый ГА. Вы познакомитесь с Шаманами. Выполняя их задания, не забудьте удовлетворить свое любопытство — спросите их о чем-нибудь интересном.
Мудрый КУ. Тот, кто задаст самый интересный и мудрый вопрос, получит право завязать Ленту Героя на нашем Дереве.
Хитрый ГА. Вам предстоит по Верной Карте пройти девять этапов.
Мудрый КУ. Пока у вас нет своего Вождя, поведут вас по ней Старейшины.
Хитрый ГА. О первых испытаниях и пожеланиях вы услышите от ваших Старейшин, а чтобы пожелания сбылись, они завяжут Узлы Памяти на Дереве Героев.
Старейшины — воспитатели по очереди высказывают свои пожелания и завязывают Ленту на Дереве Героев.
Мудрый КУ. В добрый час!
Хитрый ГА. Удачи вам всем!
Племена отправляются по станциям выполнять творческие задания Шаманов — педагогов дополнительного образования.
День второй
«Шаманские затеи»
Работа в творческих лабораториях:
Умелые руки (мягкая игрушка)
Волшебный бисер
«Бонсай» (поделки из природного материала и резьба по дереву)
«Фабрика звёзд» (театральный)
Танцы
В этот день ребята знакомятся с работой творческих лабораторий. Каждый житель «Волшебной страны ЮТ» может попробовать свои силы в любой из них. Прежде чем попасть в одну из пяти творческих лабораторий, племена по маршрутным листам ищут «обереги», символизирующие направление работы лаборатории.
За смену проводятся три выставки поделок. Во второй день смены выставляются работы руководителей творческих лабораторий. В родительский день и в конце смены демонстрируются поделки ребят.
День третий
«От идола к идолу»
Испытание Творчеством
В этот день каждое племя должно:
• выбрать себе название и девиз;
• изготовить «своего» идола на Поляне идолов;
• сделать флаг;
• выбрать своего вождя.
На вечернем Совете племен каждое племя представляет свои название, девиз, вождя, идола и флаг.
День четвертый
«Совет племен»
Открытие лагерной смены
Мудрый КУ. Добрый вечер, племена!
Хитрый ГА. Мы, Вещуны, хотим говорить с вами!
Мудрый КУ. Мы хотим говорить с «Ямайскими лунатиками» и «Тасманскими дьяволами».
Хитрый ГА. Мы хотим услышать «Диких кабанов» и «Золотых драконов».
Мудрый КУ. Мы хотим увидеть «Белых волков» и «Снежных барсов».
Хитрый ГА. Мы хотим услышать «Хитрых тигров» и шум крыльев «Чирикнутых колибри».
Мудрый КУ. Племена, мы хотим слышать вас всех!
Племена дружно отвечают Вещунам.
Хитрый ГА. Сегодня в этот праздничный день наш Совет племен пройдет здесь, на Поляне диких плясок.
Мудрый КУ. Теперь у каждого племени есть своя легенда, и мы готовы выслушать ее.
Хитрый ГА. А пока прислушайтесь…
Мудрый КУ. Вы слышите голоса четырех стихий?
Хитрый ГА. Шум Ветра…
Мудрый КУ. Зов Земли…
Хитрый ГА. Танец Огня…
Мудрый КУ. Плеск Воды…
Хитрый ГА. Мы расскажем вам легенду Мудрой Совы.
Выступление отряда педагогов.
Хитрый ГА. Колибри самая маленькая птичка в мире.
Мудрый КУ. Она привлекает к себе больше внимания, чем все другие птицы.
Хитрый ГА. Но у нее есть мечта. Она мечтает стать большой.
Выступление представителей племени «Чирикнутые Колибри».
Мудрый КУ: На Поляне диких плясок «Дикие кабаны»! Встречайте!
Выступление племени «Дикие кабаны».
Хитрый ГА. Любой из вас мечтает обрести свободу в танце. Посмотрите как это получается у «Снежных барсов».
Выступление племени «Снежные барсы».
Мудрый КУ. Мечта о победе Добра над Злом — мечта смелых.
Хитрый ГА. Золотой Дракон справится с этим испытанием.
Выступление племени «Золотые драконы».
Мудрый КУ. Тигры бывают саблезубыми и амурскими. А в нашей стране живут «Хитрые тигры».
Хитрый ГА. Хотите узнать их мечту?
Выступление племени «Хитрые тигры».
Мудрый КУ. Как вы думаете, может жить Волшебная страна без волшебников? Конечно же, нет! Встречаем наших факиров!
Выступление участников цирковой студии «Виктория».
Хитрый ГА. Белый цвет — цвет чистоты, чистых помыслов.
Мудрый КУ. Белый волк — волк светлой мечты!
Выступление представителей племени «Белые волки».
Хитрый ГА. Светлая мечта объединила и «Тасманских дьяволов».
Выступление представителей племени «Тасманские дьяволы».
Мудрый КУ. Мечты первого племени достигли космических масштабов. На Поляне диких плясок — «Ямайские лунатики».
Выступление племени «Ямайские лунатики».
Хитрый ГА. Племена, вы слышите нас? Любите ли вы мечтать?
Мудрый КУ. Вы можете мечтать и видеть цветные сны.
Звучит песня «Цветные сны».
Мудрый КУ. Дорогие друзья! Сегодня мы поближе познакомились с племенами, узнали их легенды. Но почему до сих пор молчит Мудрейший?
Хитрый ГА. Слово предоставляется Мудрейшему ибо он…
Все. Мудрейший!
Выступление начальника лагеря.
День пятый
«Испытание Ветром»
Открытие Спартакиады племен
В 10:00 все племена проходят испытание перед открытием Спартакиады. На территории лагеря расставляются пять препятствий. Для того чтобы их преодолеть, необходимо:
• пролезть через пять обручей;
• пройти по «кочкам болота»;
• пролезть через «паутинку»;
• обойти кегли;
• проползти через «тоннель».
Все препятствия нужно преодолеть, взявшись за руки, всем племенем.
В этот день дается старт всем спортивным мероприятиям, которые проходят в течение всей смены. В 17:00 начинается легкоатлетическая эстафета. В ней принимают участие шесть самых быстрых ребят из каждого племени. За победу в эстафете можно получить специальный приз — Большой Белый Клык Белого Пластикового Леопарда. За второе место присуждается Большой Серый Клык Серого Пластикового Леопарда, за третье место — Малый Серый Клык. Все победители получали возможность завязать Ленту желаний на Дереве Героев.
День шестой
«Меловой период»
Рисунки на асфальте на тему «Я люблю тебя, мой город!»
День седьмой
«Испытание Водой»
Водный праздник
С 10:00 до 13:00 проводятся эстафеты на территории лагеря с использованием воды. А с 17:00 до 19:00 проходит речной праздник.
День восьмой
«Советы племен»
Подготовка к родительскому дню
Готовятся различные концертные номера. Все концерты проходят весело, шумно, с огоньком. Это достигается благодаря тому, что на Поляну диких плясок выходят все ребята, отдыхающие в лагере. Даже те, кто ни разу не показывал своих творческих способностей в школе.
День девятый
«Испытание верностью»
Родительский день
При входе на территорию лагеря родителей ждут испытания. Они должны преодолеть «паутинку» из веревок, чтобы увидеть и обнять свое любимое чадо. Но на этом «мучения» родителей не заканчиваются. Около Стоянки каждого племени родителей встречают Вождь и Старейшина племени. Они также предлагают родителям испытания на различные умения, загадки.
День десятый
«Испытание Временем»
Игра на местности
Каждому племени предстояло собрать по частям свой талисман — карту. Побеждает самое быстрое племя.
День одиннадцатый
«Советы племен»
Подготовка к испытанию Талантом и Гостеприимством
Каждая творческая смена запоминается детям концертами, которые регулярно проходят на Поляне диких плясок в Пещере звуков. В них принимают участие не только те, кто в течение учебного года занимается в учреждениях дополнительного образования, но и ребята, которые приобрели навыки артиста того или иного жанра в творческих лабораториях лагеря. А так как они узнали только накануне, что предстоит еще испытание Гостеприимством, т.к. в лагерь приедут гости из соседних городов, то готовятся с особым усердием. Ну а те, кто предпочитает спортивные баталии, отстаивают честь и достоинство своего племени на Диком поле «Фу».
День двенадцатый
«Испытание Талантом и Гостеприимством»
Концерт на Поляне диких плясок
День тринадцатый
«Испытание Зоркостью»
На тринадцатый день жизни в «Волшебной стране ЮТ» Вещуны очень хорошо уже знают ребят из племен. Поэтому они без труда способны придумать по пять оберегов для каждого племени. В творческой мастерской «Корни» помогли их изготовить, а Вещуны спрятали обереги в лесу. До начала испытания племена свои обереги не видят.
Ровно в 16:30 бой барабанов извещает о сборе племен на Совет. Каждое племя получает карту местности, на которой спрятаны их обереги. Сложность испытания состоит в том, что из пяти оберегов, спрятанных для каждого племени, только один оказывается «настоящим». Его-то и нужно найти и определить.
День четырнадцатый
«Испытание Властью»
День самоуправления
Вожди племен, окрыленные тем, что у них теперь кроме идолов, флагов есть еще и обереги, обеспечив себе поддержку Мудрейшего, решают бросить вызов племени «Мудрых сов». Совет вождей принимает решение провести день испытаний для племени педагогов. В «Волшебной стране ЮТ» собираются сборные команды по футболу, волейболу, пионерболу и т.д. «Мудрым совам» предстоит сражение по всем спортивным играм с этими сборными. Племя педагогов ждут победы и, увы, поражения. Но на вечернем Совете племен Мудрейший объявит о том, что племя педагогов по праву носит имя племени «Мудрых сов».
День пятнадцатый
«Испытание Ловкостью»
«Веревочный курс»
В этот день Хитрая Веревочка приготовила испытания всем племенам. В первой половине дня проходят свои этапы старшие, а во второй — младшие племена. Только племя «Мудрых сов» проходит свое испытание в «тихий час».
Каждое племя на утреннем Совете получает маршрутный лист, по которому надо пройти все этапы испытания. На каждом этапе стоят строгие судьи, которые объясняют содержание задания и отмечают время начала и окончания его выполнения.
Перечень заданий
• «Квадрат» — всем племенем поместиться в начерченный квадрат и простоять в нем одну минуту.
• «Паутинка» — каждому члену племени необходимо перелезть через веревочные отверстия.
• «Минное поле» — необходимо пройти по полю и не наступить на «мину».
• «Маятник» — нужно переправиться через ручей с помощью каната.
• «Гном» — все члены племени должны преодолеть препятствие с завязанными глазами. Только один из них видит препятствие и руководит соплеменниками.
День шестнадцатый
«Испытание Огнем»
«Ночное сафари»
Бой барабанов вновь собирает племена на вечерний Совет. Зажигается Священный огонь. Кукабура исполняет танец Огня. Племена произносят волшебные заклинания, получают частички Священного огня и отправляются выполнять задания в лес. Племенам предстоит пройти в ночном лесу восемь испытаний:
• «качающееся бревно»;
• «висячий мост»;
• «меткий стрелок»;
• «зоркий глаз»;
• «переправа раненого»;
• «тоннель из обручей»;
• «паутинка низкая»;
• «тоннель-мешок».
Племена-победители получают Клыки на утреннем Совете племен
День семнадцатый
«Испытание Мечтой»
«Остров Будущего»
Каждое племя готовит фантастический проект своего Острова Будущего.
День восемнадцатый
«Испытание Красотой»
Конкурс боди-арт, причесок, шляп, костюмов
Каждое племя представляет костюмы и номера художественной самодеятельности.
День девятнадцатый
«Советы племен»
Подведение итогов смены
На утреннем Совете племен подводятся итоги всех испытаний. Каждый житель «Волшебной страны ЮТ», который стал призером в каком-либо из видов соревнований, получает медаль на память и приз. Днем все готовятся к закрытию творческой смены.
В этот вечер все племена разводят свои костры. Собравшись вокруг них, ребята обмениваются впечатлениями о прошедшей смене, говорят о том, что им больше всего понравилось, что они хотели бы изменить в жизни лагеря.
День двадцатый
«Бессмертный танец Героев»
Закрытие смены
На утреннем Совете племен Мудрейший вручает памятные значки всем участникам сюжетно-ролевой игры «Последний герой». Каждый, кто принял в ней участие, прошел все испытания, нашел себе новых друзей — стал «Последним героем». Самые активные участники игры награждаются памятными призами.
В 16:30 под бой барабанов все собираются на Поляне идолов, чтобы сказать «спасибо» тем, кто заботится об отдыхе детей, попрощаться с идолами, которые помогали доброй энергетикой своим племенам. Затем проводится концерт закрытия, где исполняются номера, которые родились в лагере и полюбились всем.
В конце смены ребята заполняют анкеты с вопросами:
1. В какой степени тебе понравилось принимать участие в сюжетно-ролевой игре «Последний герой»?
2. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в творческой смене?
3. Насколько интересно был организован твой отдых? (Оцени по десятибалльной шкале).
4. Что для тебя было самым интересным в игре?
5. Считаешь ли ты себя Последним героем?
6. Какие новые способности ты раскрыл в себе в творческой смене?
7. Твои предложения по проведению отдыха юных творцов
ãЖурнал «Практика административной работы в школе», № 3, 2005