![]() |
Конспект урока по биологии в 6 классе по теме "Цветок"
Мустафина Зульфия Ягфаровна, учитель биологии ГБОУ ООШ, пос.Торшиловский, Большечерниговского района, Самарской области.
Цель урока: создать условия для понимания учащимися материала о строении и функциях цветка как генеративного органа на основе работы с учебником и интерактивной доской
Задачи урока:
- обучающие: изучить особенности строения и многообразия цветков и их значение;
- развивающие: формировать умение работать с книгой, иллюстрациями; выделять и перерабатывать информацию; познавательную активность учащихся, расширять кругозор;
- воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к природе.
Учащиеся должны знать: строение цветка: околоцветник (простой, двойной); чашечка, венчик, пестик (рыльце, завязь, столбик), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка; биологическое значение; функции цветка.
Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций цветка, распознавать и описывать по рисункам строение цветка; сравнивать по заданным критериям строение цветков разных растений.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный, практический.
Форма организации учебной деятельности: - индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, ПО SMART Notebook версии 11
Ход урока:
I. Организационный момент (1 минута) (Слайд №1)
Учащиеся смотрят на слайд и отгадывают загадку(тема урока)
II.Изучение нового материала.
2.1.Вступительное слово учителя, мотивация, формулировка задач урока совместно с учащимися.
Среди растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается 250 тысяч. Они очень разнообразны по форме, окраске, размерам. Среди них есть настоящие гиганты, например, раффлезия и очень маленькие, такие как у ряски (слайд №2).
Показ и рассказ учителя. Учащиеся-смотрят и слушают.
Цветы во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, художников. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами.
2.2.Актуализация знаний
(Беседа, выполнение задания слайда №3 фронтально, с последующей визуализацией ответа.)На предыдущих уроках мы говорили о различных органах цветкового растения.
- Назовите их.
- На какие две группы можно подразделить органы растения? (Слайд№3) Для этого ученикам на слайде необходимо перетащить рисунки с изображением генеративных органов и вегетативных органов .Учитель исправляет неточности.
- Какие функции выполняют вегетативные и генеративные органы?
- Вспомните, что такое побег?
- Назовите видоизмененные побеги.
2.3.Строение цветка.
2.3.1. Объяснение учителя строение цветка, с опорой на слайд №4
Учащиеся смотрят и изучают части цветка
Несмотря на многообразие цветков, они имеют общие черты строения. Выясним какие.
Цветок является видоизмененным укороченным побегом, служащим для размножения растений. На расширенной верхней части цветоножки - цветоложе располагаются в узлах части цветка: лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Обратите внимание, что междоузлия здесь очень короткие. (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд №5), которые тоже имеют особое строение.
Учащиеся смотрят на слайд и подписывают в тетради части цветка.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
- Назовите главные части цветка.
- Какие структуры образуют пестик
- Каковы функции этих структур в пестике?
- Каковы функции структур пестика и тычинки? Вывод: (формулируют ученики)цветок это сложный генеративный орган. Составляющие его элементы обеспечивают половое размножение растений
2.3.2.(Фронтальная работа с текстом учебника по слайду №6. Правильность ответов проверяют обучающие, нажав на стрелочки, появляются ответы)
Цветок имеет главные и вспомогательные части.
-Найдите в тексте на стр. 87, какие органы цветка являются главными, а какие вспомогательными?(ответы)
-Найдите термин, обозначающий совокупность лепестков цветка, совокупность чашелистиков.(Ответы).Венчик и чашечка образуют околоцветник цветка.
- Какие бывают типы околоцветников? (ответы с опорой на текст)
- Посмотрите на слайд №7 Какой околоцветники бывают у растений? Кто проверить правильность ваших ответов? (учащиеся читают текст учебника, и отвечают какие бывают околоцветники)
2.3.3.Лабораторная работа
(Выполнение заданий слайда №8, самостоятельно в тетради с использованием текста учебника выполняют лабораторную работу)
2.3.4.Виды цветков.
Учитель объясняет по слайду № 9. Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, (нажав на зелёную заливку появляются разнообразие цветков, а нажав на стрелочки, можно посмотреть фото соответствующих растений)например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
• Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
• А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Работа в парах по тексту учебника стр.88. Один ученик изучает материал об обоеполых и однополых цветках, другой – о двудомных и однодомных. Далее они объясняют друг другу изученное. Нажав на стрелочки, можно посмотреть фото соответствующих растений(слайд №10 и №11) Один учащийся объясняет классу разницу между обоеполыми и однополыми цветками у доски.
III.Первичное закрепление. Слайд № 12
Ребята перед вами схема строения цветка и снизу названия частей цветка. Ваша задача: переместить эти названия к частям цветка. Учащиеся при помощи мышки перемещают названия части цветка к схеме.
Вторичное закрепление. Слайд № 13
Учащиеся в тетради заполняют пропуски в тексте. Один ученик работает со слайдом, перемещает готовые слова(написанные снизу текста) в текст.
IV.Рефлексия.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение:
• Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей).
• Оцените свое самочувствие на уроке
V.Заключение учителя, оценки за урок.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились со строением и особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.
Выставление оценок, оценка урока. Урок окончен. Спасибо всем! Слайд №14
VI.Домашнее задание
Стр86 - 90; изготовить модель цветка.